В Барнауле открыли экспозицию, посвященную трагическим судьбам партийных и советских работников Алтая

Сегодня, 10 марта,  в День архивов России, в Мемориальной комнате жертв политических репрессий (Барнаул) открылась новая музейная экспозиция "Они разделили участь народа…", посвященная трагическим судьбам партийных и советских функционеров Алтайского края.

Как отмечают специалисты архивной службы края, "генеральная чистка" партийно-государственной элиты особо проводилась в годы "большого" террора и имела некоторую специфику. Если дела на "рядовых" политических репрессированных рассматривались внесудебными органами,  то в отношении руководящего состава приговоры выносились судебным органом – Военной коллегией Верховного суда СССР, по заранее утвержденным по личной санкции И.В. Сталина и его ближайших соратников  по Политбюро ЦК ВКП(б) специальным спискам.

На сегодняшний день эти списки хранятся в архиве Президента РФ, их выявлено всего 383 на 44,5 тысячи имен. Жители Алтая значатся в 13 таких списках и проходит по ним 318 человек по трем категориям: 1-я категория (расстрел) – 250 чел., 2-я категория (до 10 лет лишения свободы) – 64 чел., 3-я категория (до 5-8 лет заключения) – 4 чел.

Образец одного из таких "специальных списков" по Алтайскому краю с визами высших лиц представлен в экспозиции. Так, например, в списке значится Иван Павлович Сипченко, который на момент ареста в июне 1938 г. был вторым секретарем Алтайского крайкома ВКП(б). За "вредительство", "терроризм" и "участие в антисоветской организации" расстрелян.

Анна Кирилловна Доброумова, на момент ареста в августе 1936 г. была заведующей парткабинетом политотдела Томской железной дороги в г. Барнауле. За "антисоветскую агитацию" осуждена к пяти годам лагерей.

Отличается и состав архивно-следственных дел партийно-советских руководителей  – в них имеются все необходимые следственные документы, протоколы судебных заседаний, акты проверок,  обследований, ревизий, приговоры, выписки из актов о приведении приговоров в исполнение и др.

Встречаются и уникальные экспонаты, например, "Опись изъятой контрреволюционной литературы" у заведующего Залесовского РОНО М.И. Андреева– всего 25 наименований; "контрреволюционные записи", изъятые у секретаря парторганизации Белоярской МТС Д.М. Белобородова (проза и стихи).

Всего в музейную экспозицию включены документы по 30 персоналиям, сообщают в краевом управлении по культуре и архивному делу.

Читайте полную версию на сайте