На Первом канале начался показ нового исторического проекта Леонида Парфенова «Хребет России»
Накануне вечером, 9 марта, зрители имели возможность посмотреть первую часть четырехсерийного фильма: Парфенов, известный телевизионно-историческими изысканиями, и Иванов, прославившийся в первую очередь как автор художественных книг по истории Урала, в этом проекте нашли и дополнили друг друга.
За два года они объехали весь Урал, побывали в 112 населенных пунктах, снимали там, где творилась история не только региона, но и всей России. Иванов отвечал за фактуру, Парфенов - за телевизионную подачу. Кстати, у последнего это уже второй совместный эксперимент, в котором он снимает фильм вместе с писателем.
Первый раз подобный трюк Парфенов проделал с Борисом Акуниным, с которым, путешествуя по Болгарии, изучал места русско-турецкой войны и первооснову книги и фильма "Турецкий гамбит".
Полученный результат произвел такое впечатление на Иванова, что, как писатель сам признался, он даже готов полностью переключиться на работу над телепроектами. Об этом автор "Золота бунта" и "Сердца Пармы" рассказал в интервью "КП".
- Алексей, зачем вы, популярный писатель, затеяли все это?
- Для меня это был способ предъявить публике новый формат: смесь телевидения и книги. Мне очень интересно было попробовать себя в этом жанре.
- Как вы для себя сформулировали - о чем ваш фильм?
- Это просто рассказ об Урале, его презентация на общероссийском медийном пространстве. Мы ориентировались в своем проекте на тот мидлкласс, который удалось вырастить за последние 20 лет. Мне кажется, что это будет интересно именно ему, тем людям, которые покупали мои книги. Тем, кому интересно жить в России и делать это активно: путешествовать, знакомиться с новой реальностью, узнавать свою историю. Надеюсь, что публике понравится и Урал, и новый формат.
- Можно ли этот проект назвать видеоиллюстрацией ваших книг?
- Мы даем людям возможность увидеть все своими глазами. Одно дело прочитать и вообразить, другое - увидеть все на натуре.
- Как возник ваш тандем с Парфеновым?
- Это случилось достаточно давно. Еще в 2006 году я придумал этот проект и стал искать партнеров, предложил сотрудничество Леониду. Он приехал на Урал, я провез его вместе со съемочной группой по тем местам, где предполагались съемки. Парфенов сказал, что ему это интересно.
- Книги об истории края, теперь фильм… Нет ощущения, что вы постепенно превращаетесь в "лицо Урала"?
- Ну я же не себя продвигаю этим проектом, а Урал. И потом - в фильме главный персонаж все же Леонид.
- Слышали уже какие-то отклики от тех людей, которые видели это кино?
- Это были частные просмотры, например, со спонсорами, они довольны. Упрощенно говорят: "Деньги мы вложили не зря!"
- В прессе появилась информация о том, что у вас с Парфеновым возникли вопросы по поводу авторских прав на фильм.
- Вопросов никакик нет, все авторские права принадлежат мне. Я придумал этот проект, нашел финансирование, был заказчиком, в конце концов я продвинул его на Первый канал. Разумеется, права принадлежат мне.
- Какие у вас дальнейшие планы?
- Все зависит от того, как будет воспринят нынешний фильм. Я посмотрю на реакцию публики и приму решение. Например, мне хотелось бы, чтобы пермские власти приняли участие в моих следующих проектах, которые были бы значимы для целого региона. Если этого не произойдет, буду реализовывать то, что интересно лично мне.
- Но новых книг нам от вас ждать в ближайшее время?
- Нет, я намерен заниматься подобными телевизионными проектами.
МНЕНИЕ: Леонид Парфенов и Алексей Иванов повторили подвиг Ермака, открыв Сибирь для России
Мы же все это проходили. Те кто хотел – все это знал... Новые формы повествования, скорее всего не такие уж и новые. И некая дама то и дело пересекающая непроходимые дороги и горы на квадроциклах и при помощи загадочных альпинистских приспособлений – не бог весть какая находка...
Но фильм "Хребет России", который начали показывать на Первом (четыре серии раз в неделю по вторникам) – прорыв все равно. Почему?
Потому что на Первом. Потому что в прайм-тайм. Потому что не про Ксению Собчак (ничего личного, просто имя ваше, Ксения Анатольевна, стало нарицательным). Есть у нас хорошие документальные фильмы? Да масса! И опять же, кто хочет – смотрит.
Другой вопрос, что мало кто хочет, если верить рейтингам. А как им не верить?
Собственно, главное достоинство "Хребта" - это то, что Леонид Парфенов локомотивом потащил кучу народа к нормальному документальному кино. Ну кому кроме него позволили бы в такое время показать не про "плесень" и не про "как нас не уважают в мире"? Ни одной задушенной старушки, ни одного истеричного вскрика в стиле Андрея Малахова - "Только не переключайте" !
Никто не гнет ложки взглядом и не поет животом. Страшно сказать! Вообще никто не поет, даже Иосиф Кобзон! А смотрится! Да!
Ни одной звезды, кроме собственно Парфенова (при всем любви к писателю Иванову – писатели у нас уже лет 30 как не звезды). И рассказывают про страну, в которой мы умудрились прожить столько лет, и так не узнать о ней ничего. Показывают целый мир (а дальше этот мир станет и вовсе невероятно цветным), создают эпос достойный встать в один ряд с лучшими мировыми образцами эпоса.
И все это легко, свободно, спокойно... И все это про нас.
Особенно "хорошо пошло" восприятие "Хребта России" после всенародной олимпийской истерии. Оказывается гордиться страной можно вне зависимости от того попал ли малознакомый дядька на лыжах в мишень или нет. Забросил ли миллионер с немногочисленными зубами шайбу в ворота, или промазал. От этого наша страна не становится ни менее великой, ни более значимой.
А вот от того, знаем ли мы или нет как эта самая страна создавалась и какая она сейчас на самом деле – зависит. И попытка вернуться к нормальному восприятию действительности – главная задача "Хребта России", на мой взгляд. И она на четверть решена. И решится дальше –впереди еще три серии!, - пишет корреспондент "КП" Павел Садков.
Фото: kinopoisk.ru