ФАС запретит крупным нефтяным компаниям иметь более 35% заправок на местном рынке
ФАС намерена распространить принципы закона "О торговле" на оборот нефтепродуктов. Служба предлагает законодательно запретить нефтекомпаниям, занимающим более 35% регионального
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) намеревается ввести ограничения на присутствие вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) на региональных рынках нефтепродуктов. Служба считает, что пороговое значение присутствия не должно превышать 35% (исходя из объема выручки). Не допустить увеличения этой доли ФАС намерена двумя способами: отказывать компании в предоставлении земельных участков и законодательно ограничить возможность приобретения новых АЗС, объяснил "Ъ" заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин. "Мы хотим показать всем участникам, что заинтересованы в присутствии на каждом рынке не менее трех крупных игроков плюс независимые АЗС",— отмечает чиновник.
Доля рынка может рассчитываться в рамках субъектов федерации, но сейчас продолжаются обсуждения о возможности локализации товарных рынков в рамках муниципальных границ или основных трасс. Аналогичная дискуссия ведется и в рамках закона "О торговле", отмечает чиновник.
Доминирование в некоторых регионах помогает компаниям завышать цены на нефтепродукты в рознице, не раз заявляли чиновники. По данным службы, сейчас более чем в 50 субъектах федерации доля ВИНК на розничном рынке превышает 35%, а в каждом третьем составляет 50-60%. "Роснефть" доминирует в 15 регионах, ЛУКОЙЛ — в 11 регионах, третье место у "Сургутнефтегаза" (четыре региона), четвертое делят ТНК-ВР и "Газпром нефть" (по три). В 20 регионах доминируют независимые от ВИНК игроки. Заставлять нефтяников продавать уже имеющиеся станции чиновники не намерены. Правила, предлагаемые службой, могут стимулировать компании менять принадлежащие им АЗС в регионе доминирования на станции конкурентов в регионах, где доминируют уже другие компании, уверен Анатолий Голомолзин.
Частично ограничения уже существуют, признает Анатолий Голомолзин — ведь компании уже сейчас должны согласовывать покупку АЗС с антимонопольщиками.
в новости использовано иллюстративное фото: avtovladik.ru