Сегодня исполняется 10 лет со дня гибели журналиста Артема Боровика
Сегодня, 9 марта, исполняется 10 лет со дня смерти известного российского журналиста, президента издательского холдинга "Совершенно секретно" Артема Боровика, сына известного политического обозревателя, писателя и драматурга Генриха Боровика.
Артем Боровик участвовал в боевых действиях в Афганистане (как журналист), участвовал в движении журналистов в защиту независимой прессы, через издания своего холдинга участвовал в борьбе с коррупцией, - пишет РИА Новости.
Он автор нескольких книг об Афганистане, книги "Встретимся у трех журавлей", "Спрятанная война" (1989, переведена на многие языки мира).
За работу в Афганистане Артем был награжден медалью "За боевые заслуги".
У него было много наград: он был лауреатом премии "Общественное признание", лауреатом премии ТЭФИ, премии "Лучшие перья России". Был награжден медалью Союза Журналистов "Золотое перо".
Он – единственный журналист (не только в России, но и во всем мире), кто дважды – в span1992 г. и span1994 г., был удостоен престижной американской премии в области журналистики Edvard murrow award.
Во время последнего интервью в своей жизни, которое Артем дал на канале НТВ в ночь с 6 на 7 марта span2000 г., от одного из телезрителей пришел на пейджер вопрос: "Если вы такой честный, почему же вы до сих пор живы?.."
Ровно через 56 часов, утром 9 марта span2000 г. самолет Як-40, выполнявший частный рейс в Киев, в котором находился Артем Боровик, разбился при взлете в московском аэропорту Шеремтьево-1. Вместе с ним погибли все пассажиры (8 человек) и члены экипажа. В числе пассажиров был также глава компании "Группа "Альянс" Зия Бажаев.
11 марта span2000 г. Артем Боровик был похоронен на Новодевичьем кладбище.
У Артема осталась вдова – Вероника Хильчевская и два сына – Максимилиан и Кристиан.
В мае span2000 г. был официально зарегистрирован Благотворительный фонд Артема Боровика, учредивший ежегодную премию за лучшие журналистские расследования под девизом "Честь. Мужество. Мастерство", которая с span2001 г. вручается ежегодно в день его рождения.
РИА Новости уточняет, что причины катастрофы до сих пор до конца не выяснены. В службе безопасности аэропорта не исключили, что падение самолета было "не случайным". По факту авиакатастрофы было возбуждено уголовное дело по статье "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта".
Следствие рассматривало различные версии, среди которых и террористический акт. Сотрудники холдинга "Совершенно секретно" проводили независимое расследование авиакатастрофы.
4 мая span2000 г. газета "Версия" сообщила, что сотрудники холдинга "Совершенно секретно" полагают, что Як-40 рухнул из-за какого-то внешнего воздействия.
В сентябре span2000 г. шеф-редактор холдинга "Совершенно Секретно" Рустам Арифджанов заявил, что версия крушения самолета Як-40 по причине спешки экипажа, которая перед этим была озвучена специалистами Международного авиационного комитета, "не только смешная, но и кощунственная". Представители холдинга "Совершенно Секретно" не исключают версию теракта, согласно которой крыло потерпевшего катастрофу Як-40 было покрыто так называемым жидким мазутом – веществом, способным изменить кристаллическую структуру любого металла. По словам Арифджанова, разработки жидкого мазута были начаты 12 лет назад НИИ Министерства обороны.
В июне span2001 г. было завершено расследование обстоятельств крушения самолета Як-40. Стали известны официальные результаты расследования причин гибели самолета. Однако двое членов комиссии, расследовавшей катастрофу, отказались подписать этот отчет.
Межгосударственный авиационный комитет, проводивший расследование, пришел к выводу, что к авиакатастрофе привели ошибки экипажа и авиатехников. По словам представителей комитета, при взлете экипаж принял ошибочное решение использовать нестандартное положение закрылков. Кроме того, при подготовке самолета к вылету его несущие поверхности не были обработаны противообледенительной жидкостью. Это и стало причиной аварии.
Такой же была и первоначальная версия катастрофы. Позже ее подтвердили экспериментальные полеты в Летно-исследовательском институте имени Громова, и продувки, проведенные в ЦАГИ.
Эту официальную версию гибели Як-40 поддерживают не все члены комиссии по расследованию авиакатастрофы. "Расследование не закончено хотя бы потому, что на его заключении нет двух подписей. Моей, – говорит Александр Воробьев, первый заместитель генерального директора Вологодского объединенного авиаотряда, к которому относился разбившийся Як-40, – и председателя инженерно-технической подкомиссии Якушева. У нас особое мнение. Оно не совпадает с официальным".
По мнению несогласных, причины гибели Як-40 до сих пор не установлены.
Иллюстративное фото с сайтов www.blago-mh.ru и gym6.narod.ru.