В Республике Алтай снят запрет на раскопки, но археологи не рады
Власти Республики Алтай вновь разрешили раскопки на древнем кургане – том, где нашли знаменитую мумию, прозванную "алтайской принцессой". Между тем, археологи не спешат продолжить раскопки. Почему к мумии никто не хочет возвращаться выяснила корреспондент "Пятого канала" Лейла Ахмедова, предлагаем читателям amic.ru ознакомиться с репортажем.
По словам научного сотрудника Института археологии и этнографии СО РАН Глеба Кубарева, за последние десять лет сложилось очень негативное отношение к археологам. Одной отменой этого постановления проблема не будет решена. В том, что археологи это не "черные копатели" и не "расхитители гробниц", местных жителей стражи закона не убедили. Николай Туденев был одним из тех, кто в 1990-е годы разрабатывал то самое оспоренное генпрокуратурой постановление. Представитель Эл-Курултая и сейчас остается при своем.
Как отмечает председатель комитета по образованию, СМИ, культуре Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай Николай Туденев, "этот пробел в федеральном законодательстве надо устранять, прописав в положении такой пункт, где проведение раскопок согласовывалось бы с органами местного управления и общинами коренных малочисленных народов".
Алтайцы объявили археологов персонами нон-грата после истории с так называемой "принцессой". Новосибирские ученые в начале 1990-х обнаружили уникальное погребение. Помимо украшений, фрагментов оружия, утвари, одежды сохранились и останки людей, которые жили примерно в IV-V веках до н.э. Среди находок была мумия. Местные жители провозгласили ее "принцессой Кадын", которой тысячелетия поклонялись шаманы. Потревожив ее могилу, археологи, якобы, навлекли на Алтай бесконечные беды. О чем тогда только не писали в газетах! Среди заголовков: "Мумия раздора", "Алтайская мумия против американского президента". Журналисты даже задавались вопросом: "Грядет ли в Сибири вторая Чечня?"
Заместитель директора Института археологии и этнографии СО РАН Вячеслав Молодин отмечает, что археолагам стали инкриминировать землетрясение. "Все, что ни делается на Алтае, все беды – это от того, что провели раскопки на Укоке и эту мумию вывезли".
Называть эту мумию праматерью современных алтайцев нельзя, считают ученые. И если уж искать принцессу, то, например, в Эрмитаже, где тоже хранятся алтайские мумии. В середине прошлого века в Пазырыкском кургане были обнаружены останки нескольких человек. И, судя по захоронению, это были представители знатных слоев древнего общества.
"Нет никаких твердых научных данных, которые подтвердили бы генетическую или культурную преемственность и связь этих древностей с современными алтайцами", - отмечает заведующий отделом археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа Андрей Алексеев.
С раскопками медлить нельзя, предупреждают ученые. Дело в том, что лед в курганах, благодаря которому сохранились многие предметы древнего быта, постепенно тает. "Боюсь, что во многих комплексах льда уже просто нет. Поэтому, конечно, время упущено в значительной степени", - говорит Вячеслав Молодин, вспоминая, как тепло принимали их когда-то местные жители. Ехали за десятки километров, чтобы только поздороваться. Теперь даже алтайские археологи на раскопки приезжают с охраной.
Как ранее сообщало ИА "Амител", знаменитая "Принцесса Укока" или "Алтайская княжна" была найдена в Республике Алтай в 1993 году на плато Укок. Сейчас святыня алтайского народа находится в Новосибирске– это ближайший город, где смогли создать необходимые для хранения мумии алтайской принцессы температурный режим и влажность. Вернется на Алтай она через год.