Президент РФ: «Сначала сажают в зиндан по наводке конкурента, а потом выпускают оттуда за бабки!»
Провинившихся бизнесменов надо перестать бездумно отправлять за решетку. Деятельные люди могут принести больше пользы, оставаясь на свободе и продолжая работать. Подозреваемых же в нарушениях предпринимателей лучше не брать без разбору под стражу, а отпускать под залог. Ведь в СИЗО у бизнесменов часто выбивают признания силой либо раскручивают на взятки, а то и просто используют заключение человека для отъема его предприятия.
- В Послании я говорил о разумной уголовной политике, которая сочетает и карательный, и воспитательный элемент, - напомнил Медведев. - Подозреваемого или обвиняемого в налоговых преступлениях нельзя теперь с ходу взять под стражу.
Изменения в части налоговых преступлений уже вступили в силу в этом году. Наручники могут надеть на бизнесмена, только если он нарушил меру пресечения или скрылся от следствия и суда. Если же оснований для задержания нет, то мерой пресечения по таким преступлениям должны быть залог либо подписка о невыезде.
- Думаю, такой порядок следует распространить и на другие преступления в сфере экономики, не связанные с насилием, - предложил Медведев. - В частности, преступления, совершенные в связи с предпринимательской деятельностью.
Речь идет о таких статьях Уголовного кодекса, как "мошенничество" или "причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием". Эти две статьи чаще всего становятся основанием для уголовного преследования бизнесменов. Так, в прошлом году по статье "мошенничество" судили в 4 раза чаще (более 20 тысяч дел), чем по всем экономическим статьям вместе взятым. Но если заключения в СИЗО бизнесмену удастся избежать, то залог заплатить все же придется. Медведев предложил установить высокий минимальный размер залога (100 тысяч рублей) для уголовных дел по преступлениям небольшой и средней тяжести. Если же преступление тяжкое, то минимальный залог составит 500 тысяч рублей.
- В других странах залог гораздо значительнее, мы пошли по среднему варианту, - отметил Медведев.
При этом по предложению президента в качестве залога должны приниматься не только деньги, но и недвижимость, и ценные бумаги.
Надеюсь, то, что я предлагаю, позволит хотя бы частично заблокировать возможность для коррумпированных сотрудников правоохранительных органов использовать посадки в тюрьму в рейдерских целях, - заявил Медведев. - Мы все знаем достаточно примеров: сначала сажают в зиндан по наводке конкурента, а потом выпускают оттуда за бабки! Этот беспредел пора завершать!
Медведев пообещал, что уже в ближайшие дни внесет в Госдуму соответствующий законопроект.
Бизнесмены пожаловались президенту на то, что правоохранительные органы часто "шьют" им дополнительные уголовные статьи. Например, к статье "о незаконном предпринимательстве" (за нее дают до 3 лет тюрьмы), следователи автоматически приплюсовывают статью "о легализации преступных доходов" (а это уже до 15 лет).
- Часто доказательств недостаточно, но следователь делает, как удобно ему! - поделился глава инвестгруппы "Атон" Евгений Юрьев.
- Нетяжкая статья дополняется очень тяжелой, - моментально вник в нюансы Медведев. - А это дает основание отправить человека туда, откуда очень тяжело возвращаться, а там уже выбивать из него необходимые доказательства.
В итоге Медведев поручил проработать эту тему. Высказался президент и в адрес судей.
- Судейскому сообществу нужно избавиться от избыточной корпоративности, когда любое преступление, совершаемое судьей, а мы знаем, что такие вещи происходят, покрываются самой корпорацией, - заявил Медведев и отметил, что в лучшем случае такой судья получает лишь дисциплинарное взыскание.
Пока Медведев вникал в жалобы бизнесменов, президентские помощники Лариса Брычева и Константин Чуйченко постоянно о чем-то между собой переговаривались. В отличие от предпринимателей по отношению к чиновникам президент гуманизма решил не проявлять.
- Друзья мои! Сейчас повыгоняю всех! Здесь я говорю только! - резко прервал болтающих Медведев, а затем обратился персонально к Чуйченко: - Я на вас давно обратил внимание: на всех совещаниях разговариваете! Лучше делом занимайтесь!
Чуйченко густо покраснел и уткнулся в блокнот.