В Бийске возрождают традицию вышивания икон золотом и шелковой нитью
Чтобы написать икону золотом, нужна молитва, терпение и острое зрение. Говорят, искусство золотошитья было известно еще задолго до официального принятия христианства: в летописях упоминается, что в 907 году князю Олегу были подарены покрывала, расшитые золотой нитью.
С тех пор искусство церковного шитья
рождалось в мудрой тишине монастырских келий и, как всякое сакральное
учение, передавалось "из рук в руки". Ведь именно святые обители были
центрами церковного искусства - иконописи, золототкачества и вышивки.
Бийску, городу с уникальной историей, повезло: традицию
вышивания икон золотом и шелковой нитью возродила в православной
гимназии золотошвейка Мария Букотарь.
Ее уроки труда заметно отличаются от традиционных школьных, где в
течение года девочки шьют фартук или юбку с двумя швами. Или изучают
технологию приготовления яичницы-глазуньи. На ее уроках царит мудрая
тишина, а детские лица светлы и сосредоточенны, ведь искусство шитья
золотом требует недетского терпения и душевного спокойствия.
Достигается оно только с помощью молитвы и с благословения батюшки.
- Два года назад я увидела
книги-самоучители по золотому шитью, - рассказывает Мария
Константиновна, педагог Бийской православной гимназии. - И душа моя
потянулась - я поняла, что очень хочу быть посвященной в тайны
искусства монастырских золотошвеек. К счастью, женщина, написавшая эти
книги, открыла в городе Канске свою школу церковного вышивания, и я
поняла, что учиться никогда не поздно.
Прихожанка Канского монастыря щедро и безвозмездно делилась со своими ученицами азами золото-шитья, следуя доброму принципу: щедро отдавай свое мастерство другим - традиция прерываться не должна. Кто-то будет для собственного внутреннего успокоения вышивать золотом по канве, а кто-то, как Мария Букотарь, передаст освященное учение другим.
- Чтобы вышить одну плащаницу золотой
нитью, требуется около года, - Мария Константиновна расправляет на
специальных квадратных деревянных пяльцах полотняные лоскутки. - Дело в
том, что сам процесс вышивания очень сложен и поэтому интересен.
Для начала золотошвейка должна приготовить пяльцы нужного размера, и такую роскошь в магазине типа "Шейте сами" не купишь - деревянные квадраты из рейки собираются вручную. В самодельные пяльцы заправляются два слоя ткани: церковная вышивка отличается от "гражданской" - золотошвейке приходится иголкой пришивать тоненькую золотую нить к полотну. Процесс очень трудоемкий и требует острого зрения. Как рассказала Мария Константиновна, золотошвейки рано уходят на пенсию -от многолетней работы зрение "садится".
- Дело в том, что солнечный свет
преломляется в золотых нитях, - раскрывает тайны Мария Константиновна.
- И маленькие солнечные зайчики действуют на зрение, поэтому из-за
потери его остроты вышивальщицы с возрастом становились старшими в
золотошвейной келье или переходили на другие работы.
Сюжеты "золотых" картин Марии Константиновны и ее гимназисток,
разумеется, церковные - плащаницы Успения Богородицы, иконы Казанской
Божьей матери и образ Вседержителя. Святые лики, вышитые золотой нитью,
смотрятся строго и в то же время торжественно-празднично. Золотошвейка
достает огромный бархатный короб, где хранятся работы. От увиденного
захватывает дух: неужели вся эта красота - творение рук человеческих?
Бархатные пояса, уложенные бисером, жемчугом и золотом. Маленькие иконки, вышитые специальным стебельчатым швом. Цветовая гамма радует глаз и душу: на голубом бархате - золотые узоры, белые вкрапления маленьких жемчужин. Кстати, вышивка золотом - дело не только трудоемкое, но и дорогое. Ведь на одну икону уходит около километра золотой нити.
- Нити для церковной вышивки
специальные, с небольшим процентом золотого напыления, - продолжает
рассказ-экскурсию Мария Константиновна. - И их можно купить только в
Москве, даже в Новосибирске их не достать. Поэтому мы расходуем их
очень экономно, только на какую-нибудь масштабную работу, к примеру,
использовали их для вышивания хоругвей.
Настоящие шелковые нити в Бийске - большая редкость. Их руководство православной гимназии тоже из Москвы выписывает, ведь если вышивать икону обычными нитками, исчезнет ее неповторимое очарование, и весь смысл золотошитья сведется к нулю.
- Вообще, в золотошвейной иконе одна
из самых главных составляющих - узоры, - руки Марии Константиновны
ласково гладят льняную поверхность канвы. - И они несут в себе особый
смысл, поэтому мы от наших православных традиций церковной вышивки
стараемся не отходить.
Перед началом работы золотошвеи молятся - именно молитва помогает им достичь особого просветления духа, которое способно превратить трудоемкую работу в праздник души.
- Мы уже проверяли: не помолишься - и
ничего не получается, - улыбается моя собеседница. - Нитки путаются и
рвутся, узор на канву ложится неровно, пяльцы плохо держат ткань. А
прочтешь молитву, получишь от батюшки благословение, и узоры под рукой
оживают.
Гимназистки мастерицу радуют: рукотворные иконы девочек украшают
православные выставки и высоко оценены российскими специалистами.
Недавний фестиваль "Свет Рождественской звезды" лишний раз доказал, что
наш тихий Бийск силен своими православными традициями.
- Одна моя воспитанница, которая закончила в прошлом году гимназию,
сейчас учится церковному золото-шитью в Москве у лучших мастеров
российской школы, - тихо радуется за ученицу Мария Букотарь. - Традиции
наши не прервутся с Божьей помощью…
…А у самой золотошвейки есть мечта: пройти практику в Канском монастыре, который силен своей школой золотошитья. Ведь именно в тишине монастырских келий рождаются подлинные шедевры…
От себя добавим, что тема золотошитья сегодня, 28 января, поднималась дважды: как уже сообщало ИА "Амител", председатель Совета Федерации Сергей Миронов наградил алтайских чиновников золотошвейным Гербом РФ.