В Бийске возрождают традицию вышивания икон золотом и шелковой нитью

Бийский рабочий " Наталья Дмитриева подготовила статью об искусстве золотошитья. Предлагаем читателям amic.ru ознакомиться с этим любопытным материалом.

Чтобы написать икону золотом, нужна молитва, терпение и острое зрение. Говорят, искусство золотошитья было известно еще задолго до официального принятия христианства: в летописях упоминается, что в 907 году князю Олегу были подарены покрывала, расшитые золотой нитью.

С тех пор искусство церковного шитья рождалось в мудрой тишине монастырских келий и, как всякое сакральное учение, передавалось "из рук в руки". Ведь именно святые обители были центрами церковного искусства - иконописи, золототкачества и вышивки.

Бийску, городу с уникальной историей, повезло: традицию вышивания икон золотом и шелковой нитью возродила в православной гимназии золото­швейка Мария Букотарь.
Ее уроки труда заметно отличаются от традиционных школьных, где в течение года девочки шьют фартук или юбку с двумя швами. Или изучают технологию приготовления яичницы-глазуньи. На ее уроках царит мудрая тишина, а детские лица светлы и сосредоточенны, ведь искусство шитья золотом требует недетского терпения и душевного спокойствия. Достигается оно только с помощью молитвы и с благословения батюшки.

- Два года назад я увидела книги-самоучители по золотому шитью, - рассказывает Мария Константиновна, педагог Бийской православной гимназии. - И душа моя потянулась - я поняла, что очень хочу быть посвященной в тайны искусства монастырских золотошвеек. К счастью, женщина, написавшая эти книги, открыла в городе Канске свою школу церковного вышивания, и я поняла, что учиться никогда не поздно.

Прихожанка Канского монастыря щедро и безвозмездно делилась со своими ученицами азами золото-шитья, следуя доброму принципу: щедро отдавай свое мастерство другим - традиция прерываться не должна. Кто-то будет для собственного внутреннего успокоения вышивать золотом по канве, а кто-то, как Мария Букотарь, передаст освященное учение другим.

- Чтобы вышить одну плащаницу золотой нитью, требуется около года, - Мария Константиновна расправляет на специальных квадратных деревянных пяльцах полотняные лоскутки. - Дело в том, что сам процесс вышивания очень сложен и поэтому интересен.

Для начала золотошвейка должна приготовить пяльцы нужного размера, и такую роскошь в магазине типа "Шейте сами" не купишь - деревянные квадраты из рейки собираются вручную. В самодельные пяльцы заправляются два слоя ткани: церковная вышивка отличается от "гражданской" - золотошвейке приходится иголкой пришивать тоненькую золотую нить к полотну. Процесс очень трудоемкий и требует острого зрения. Как рассказала Мария Константиновна, золотошвейки рано уходят на пенсию -от многолетней работы зрение "садится".

- Дело в том, что солнечный свет преломляется в золотых нитях, - раскрывает тайны Мария Константиновна. - И маленькие солнечные зайчики действуют на зрение, поэтому из-за потери его остроты вышивальщицы с возрастом становились старшими в золотошвейной келье или переходили на другие работы.

Сюжеты "золотых" картин Марии Константиновны и ее гимназисток, разумеется, церковные - плащаницы Успения Богородицы, иконы Казанской Божьей матери и образ Вседержителя. Святые лики, вышитые золотой нитью, смотрятся строго и в то же время торжественно-празднично. Золотошвейка достает огромный бархатный короб, где хранятся работы. От увиденного захватывает дух: неужели вся эта красота - творение рук человеческих?

Бархатные пояса, уложенные бисером, жемчугом и золотом. Маленькие иконки, вышитые специальным стебельчатым швом. Цветовая гамма радует глаз и душу: на голубом бархате - золотые узоры, белые вкрапления маленьких жемчужин. Кстати, вышивка золотом - дело не только трудоемкое, но и дорогое. Ведь на одну икону уходит около километра золотой нити.

- Нити для церковной вышивки специальные, с небольшим процентом золотого напыления, - продолжает рассказ-экскурсию Мария Константиновна. - И их можно купить только в Москве, даже в Новосибирске их не достать. Поэтому мы расходуем их очень экономно, только на какую-нибудь масштабную работу, к примеру, использовали их для вышивания хоругвей.

Настоящие шелковые нити в Бийске - большая редкость. Их руководство православной гимназии тоже из Москвы выписывает, ведь если вышивать икону обычными нитками, исчезнет ее неповторимое очарование, и весь смысл золотошитья сведется к нулю.

- Вообще, в золотошвейной иконе одна из самых главных составляющих - узоры, - руки Марии Константиновны ласково гладят льняную поверхность канвы. - И они несут в себе особый смысл, поэтому мы от наших православных традиций церковной вышивки стараемся не отходить.

Перед началом работы золотошвеи молятся - именно молитва помогает им достичь особого просветления духа, которое способно превратить трудоемкую работу в праздник души.

- Мы уже проверяли: не помолишься - и ничего не получается, - улыбается моя собеседница. - Нитки путаются и рвутся, узор на канву ложится неровно, пяльцы плохо держат ткань. А прочтешь молитву, получишь от батюшки благословение, и узоры под рукой оживают.

Гимназистки мастерицу радуют: рукотворные иконы девочек украшают православные выставки и высоко оценены российскими специалистами. Недавний фестиваль "Свет Рождественской звезды" лишний раз доказал, что наш тихий Бийск силен своими православными традициями.

- Одна моя воспитанница, которая закончила в прошлом году гимназию, сейчас учится церковному золото-шитью в Москве у лучших мастеров российской школы, - тихо радуется за ученицу Мария Букотарь. - Традиции наши не прервутся с Божьей помощью…

…А у самой золотошвейки есть мечта: пройти практику в Канском монастыре, который силен своей школой золотошитья. Ведь именно в тишине монастырских келий рождаются подлинные шедевры…

От себя добавим, что тема золотошитья сегодня, 28 января, поднималась дважды: как уже сообщало ИА "Амител", председатель Совета Федерации Сергей Миронов наградил алтайских чиновников золотошвейным Гербом РФ.

Читайте полную версию на сайте