Непонятная игра ведется в Алтайском крае вокруг закупки дорогостоящего медицинского оборудования

Региональный центр радиационной и экологической медицины, который находится в Барнауле на базе Алтайской краевой клинической больницы, планируется оснастить новым оборудованием. В центр хотят закупить магнитно-резонансный томограф (МРТ) открытого типа стоимостью порядка 120 млн. руб. Заказ очень серьезный. Эксклюзивные представители и дистрибьютеры крупнейших мировых компаний, которые занимаются производством медицинской техники, намерены бороться за победу в открытом аукционе. Однако вокруг этого аукциона происходят совершенно непонятные события. Он то объявляется, то отменяется, то переносится. Изменяются технические характеристики самого томографа. Что же в итоге получит алтайская медицина, а значит и население региона? Столкновение чьих интересов отодвигает во времени приобретение дорогостоящей техники? Подробности выясняла корреспондент ИА "Амител" Татьяна Труфанова.

Изменение правил игры по закупке томографа можно проследить, ознакомившись с документами на сайте Портала государственных закупок Алтайского края. Первый раз открытый аукцион был объявлен в ноябре 2009 г. В извещении было написано, что документация об аукционе предоставляется с 17 ноября 2009 г. до 8 декабря 2009 г., дата проведения аукциона — 11.12.2009 г.

Затем аукцион был отменен. Новое извещение о его проведении вышло уже в декабре 2009 года. В нем информировали, что документация об аукционе предоставляется с 30 декабря 2009 г. до 26 января 2010 г, дата проведения аукциона — 29.01.2010 г.

В новом виде предстала и документация аукциона. В первый раз в техническое задание входил МРТ и в качестве дополнительного оборудования МРТ-совместимый аппарат искусственной вентиляции легких (ИВЛ). ИВЛ необходим для того, чтобы делать диагностику в случае, если человек нуждается в принудительной подаче газовой смеси в легкие. Источником финансирования заказа были средства краевого бюджета. Начальная цена контракта 120 млн. руб.

Во второй раз в техническом задании к МРТ и ИВЛ был добавлен ультразвуковой сканер экспертного класса. Такое "дополнение" стоит от 10 до 20 млн. руб. (стоимость варьируется в зависимости от комплектации, - прим. ред.). При этом цена вопроса не выросла. Начальная стоимость осталась прежней - 120 млн. руб. Изменился источник финансирования, теперь это средства краевого и федерального бюджета.

Более того, были переписаны функциональные характеристики самого томографа. "Сердцем" томографа является магнит. По поводу его характеристик в первом случае сказано следующее:


Гентри/Магнит

Рабочая напряженность поля, Т, не менее


0.4



Тип магнита

открытый, с углом доступа не менее 300


Вес магнита, кг, не более

14 000


Поле зрения, мм, не хуже

i

от 50 до 350


Автоматическое шиммирование поля

Наличие


Апертура:




по вертикали, см, не менее


38



по ширине, см, не менее

100


Комфорт пациента:



двустороннее переговорное устройство

Наличие



ширина верхней части стола, см, не менее

70



минимальная высота стола, см, не более

58


Однородность магнитного поля в сфере, ppm, не более

4 ppm на D38 см



В конце концов характеристики стали такими:


Гентри/Магнит

Рабочая напряженность поля, Т, не хуже


0.35 – 1,0



Тип магнита

Открытый


Вес магнита, кг, не более

19 200


Максимальное поле зрения, мм, не менее

i

350


Автоматическое шиммирование поля

Наличие


Апертура:



по вертикали, см, не менее

38



по ширине, см, не менее

100


Комфорт пациента:




двустороннее переговорное устройство

Наличие



ширина верхней части стола, см, не менее


70



минимальная высота стола, см, не более

87


Однородность магнитного поля в сфере, ppm, не более

4 ppm на D

от 35 см до 40 см


Причиной вносимых изменений могли стать разногласия в администрации Алтайского края. В редакции ИА "Амител" имеется ксерокопия письма начальника Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края Михаила Щетинина на имя губернатора Александра Карлина от 9.11.2009 г.

В нем Щетинин информирует о ситуации, сложившейся в ходе размещения заказов на поставку медицинского оборудования для нужд регионального центра радиационной и экологической медицины, в том числе томографа.

Он пишет, что в целях обеспечения "объективного подхода" по инициативе Главэкономики ООО "Высокие технологии медикал" (г.Москва) был проведен мониторинг технических заданий по закупке оборудования. Технические задания были разработаны и утверждены медико-технологической комиссией, Главным управлением Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности.

Щетинин сообщает, что специалистами компании ООО "Высокие технологии медикал" было установлено, что из 76 наименований медицинских аппаратов по 13 позициям представленные технические задания совпадают с техническими характеристиками оборудования, изготавливаемого только единственными компаниями производителями. Главэкономикой делается вывод, что в конечном итоге это влечет за собой заключение государственного контракта по начальной цене. Появляется гипотеза об ангажированности медико-технической комиссии.

По поводу томографа в письме говорится, что по информации, полученной от компании "CognitiveTechnologies", представленное в состав заявки техническое задание совпадает с техническими характеристиками оборудования, производимого только компаний HITACHI (Япония). "Данный аппарат обладает высочайшими функциональными характеристиками, в нем реализованы уникальные технологии, недоступные другим производителям. Выпускается с весны текущего года и на сегодняшний день не имеет аналогов по своим характеристикам, что исключает возможность участия других компаний-производителей медицинского оборудования. Официальным представителем компании HITACHI на территории России является ОО "ИПС". Стоимость оборудования составляет около 55 млн. руб., тогда как Главным управлением Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности установлена начальная цена в 120 млн. руб.".

Если все то, о чем писал Михаил Щетинин Александру Карлину, соответствует действительности, то, по идее, цена контракта со временем должна была измениться в сторону уменьшения. Кроме того, должно было быть составлено более "прозрачное" техническое задание по томографу, чтобы увеличить круг возможных участников аукциона.

По мнению представителей компании ЗАО "Стомакс" (г.Москва), которая имеет намерение участвовать в открытом аукционе, произошло обратное. Внеся в задание ультразвуковой сканер, круг возможных участников, напротив, был сужен. Производителей МРТ и ультразвуковых сканеров довольно много на рынке - как минимум 5-6 компаний. Но при объединении в один лот двух видов оборудования количество участников может снизиться до двух.

Также в ЗАО "Стомакс" утверждают, что вносить в техзадание сканер вообще нельзя, так как это является нарушением статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135 "О защите конкуренции". В жалобе, которая 15 января 2010 г. была направлена генеральным директором ЗАО "Стомакс" Вадимом Некрасовым в адрес прокуратуры Алтайского края, прокуратуры г. Барнаула, УФАС России по Алтайскому краю говорится, что "включенные в один лот ультразвуковой сканер и МРТ открытого типа, ультразвуковой сканер и МРТ-совместимый аппарат ИВЛ, а также связанные с ними работы по монтажу и вводу оборудования в эксплуатацию не могут являться технологически и функциональной связанными. Согласно утвержденной номенклатуре, они не являются одноименными (однородными) товарами и работами на основании ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения", постановления Госкомстат России от 25.03.2002 г. №23 "Об утверждении "Основных положений о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определению индекса потребительских цен" и письма Министерства экономического развития и торговли РФ от 16 августа 2007 г. №Д04-3145 "О разъяснениях положений Федерального закона от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ", так как они отличаются друг от друга значительными особенностями и деталями, как технологически, так и функционально и являются абсолютно разным оборудованием, использующемся в различных медицинских областях".

В ЗАО "Стомакс" пояснили, что магнитно-резонансным томографом и ультразвуковым сканером используются два разных вида излучения, поэтому они функционально и технически не могут быть объединены в один лот. При совместной работе томографа и сканера можно улучшить диагностику. Но в этой комбинации может быть задействован не магнитно-резонансный томограф, а компьютерный. Дело в том, что у компьютерного томографа довольно большая лучевая нагрузка, так как при его использовании происходит рентгеновское облучение. Значит, с его помощью часто делать исследования нельзя: не более двух раз в год. В свою очередь исследования с помощью магнитно-резонансного томографа, тем более низкопольного (как это заявлено в техническом задании), можно делать часто: хоть два раза в день. Здесь нет никаких ограничений, поскольку нет лучевой нагрузки.

Если в медучреждении есть только компьютерный томограф, то при необходимости для получения более точной информации о здоровье человека его данные вводятся в программу ультразвукового сканера. Соединение двух изображений (МРТ и сканера) дает медику более четкую картину.

Непонятны не только техническая и правовая стороны дела, но финансовая. Трудно представить, как собираются "уместить" один современный и качественный МРТ, ИВЛ и ультразвуковой сканер экспертного класса в сумму 120 млн. руб.

В ЗАО "Стомакс" считают, что, очевидно, будет закуплен томограф с худшими функциональными характеристиками, чем предыдущий аппарат. Это вывод сделали специалисты после прочтения нового технического задания, которое, по их мнению, стало более слабым.

Странности на этом не заканчиваются. Уже в январе нового года были изменены срок предоставления документации и время проведения аукциона. Срок предоставления документации продлили до 5 февраля 2010 г., а проведение аукциона назначили на 12 февраля. Фактически, томограф будет (если будет) приобретен, то на два месяца позже, чем планировалось.

Что стало причиной для изменений на этот раз? По сути, поводом стала простая формальность. Уменьшилось обеспечение исполнения контракта с 30% от начальной цены контракта - 36 млн. руб., до 20% - 24 млн. руб. Для крупных компаний, которые занимаются продажей дорогостоящей техники, этот фактор значения не имеет.

Чтобы прояснить ситуацию, редакцией ИА "Амител" были составлены официальные запросы в Главэкономики и Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности.

У начальника Главэкономики Михаила Щетинина  редакция ИА "Амител" намеревалась узнать, почему был отменен аукцион на поставку МРТ после того, как он был объявлен в ноябре; если по данным компании "CognitiveTechnologies" МРТ, производимый компанией HITACHI, можно купить за 55 млн. руб, то зачем 30.12.2009 г. объявлялся аукцион на закупку аппарата за 120 млн. руб. и т.д.

У начальника Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности Валерия Елыкомова  редакция пыталась выяснить, для проведения исследований какой сложности необходим МТР (от этого зависит техническое задание), какому медицинскому учреждению необходим ультразвуковой сканер и т.д. На сегодняшний день от ведомств ответа получено не было.

В материале использовано иллюстративное фото с сайтов: https://www.ips-med.ru, https://www.philips.ru, https://www.med.siemens.ru, https://www.magnitom.ru, https://www.atyraumst.kz.

Читайте полную версию на сайте