Кризис снизил автомобильные угоны в России на 20%
По сравнению с 2008 годом автокражи снизились на 20%. Риск остаться без машины по-прежнему велик для владельцев отечественных ВАЗов и японской Toyota.
Причину настигнувших угонщиков "неудач" аналитики объясняют просто: кризис повлек за собой не только падение спроса на законно приобретенные автомобили, но и на продукцию "черного рынка", в том числе и на автозапчасти. Однако машины по-прежнему угоняют и самыми популярными в печальной статистике, по данным газеты "МК Мобиль", остаются отечественный ВАЗ-2112 и японская Toyota Camry.
Корреспондент "Вести ФМ" Людмила Шаулина попыталась приоткрыть завесу "профессионального" угона и реализации автомобилей.
Прогнозируя число угнанных машин, эксперты в начале 2009 утверждали: не менее 110 000 владельцев останутся без своих автомобилей. Однако, по предварительным данным, за 10 месяцев 2009 в угоне числится 73 000 машин. Статистику скорректировал кризис, уверен заместитель главного редактора журнала "За рулем" Игорь Моржаретто.
"Рынок упал - что рынок новых машин, что рынок подержанных. Соответственно, рынок ворованных машин тоже должен был упасть. Никто не ворует машину просто так, воруют ее, чтобы кому-то продать, заказов количество тоже уменьшилось, поэтому уменьшилась и угоняемость", - поясняет Моржаретто.
Скорректировались и цены на угнанные машины. Их стоимость практически сравнялась с легальными предложениями в автосалонах. Чтобы как-то компенсировать потери, злоумышленники стали активнее разрабатывать такой сегмент криминального рынка, как угон на запчасти. По словам Игоря Моржаретто, так и заработать проще и вероятность быть пойманным – меньше.
"Примерно половина всех машин, во всяком случае, все недорогие машины, угоняются в первую очередь не для продажи, а для разборки на запчасти. Она моментально обезличивается - и все, нет этой машины, найти невозможно. Сейчас все-таки контроль ужесточился, значительно сложнее стало поставить на учет машину с перебитыми номерами, соответственно, увеличилась доля тех машин, которые разбирают", - рассказывает заместитель главного редактора журнала "За рулем".
В этом году участились случаи угонов прямо с подъемников автомастерских. Причем, как утверждает президент Общества потребителей автотехники Антон Недзвецкий, водители сами провоцируют преступников, не проверив правильность оформления документов.
"Порядка 30% случаев, когда люди не оформляют надлежащим образом документов. Не оставляют у себя копий актов приема-сдачи, заказ-нарядов, а просто пользуются договоренностью, рассчитывают на авось. Из этих 30% - 10 сталкиваются с какими-то проблемами", - говорит Недзвецкий.
Что же касается марок, которые предпочитали угонщики в этом году, их вкусы оказались консервативны. По-прежнему в фаворе - отечественные автомобили, в основном это четырнадцатая, двенадцатая, девятая модели "Жигулей". На их долю приходится 64% от всех угонов. На втором месте - японская "Тойота". За год в угон заявлено порядка 150 штук. Третье место традиционно за BMW, затем Nissan, Mazda и Audi. Причем, по словам экспертов, в будущем году ситуация с модельным рядом в группе риска вряд ли изменится. Однако новое было и здесь. Чаще стали угонять по-настоящему дорогие автомобили, такие, как Porsche Cayenne, Bentley и даже Hummer. Заказы на эти модели, что называется, эксклюзивные, добавляет председатель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев.
"Есть случаи, когда угоняют и "Лексусы". На эти автомобили тоже спрос огромный, особенно в республиках Закавказья. Туда очень много уходит автомобилей, особенно такого класса", - поясняет Канаев.
В уходящем году преступники открывали и новые горизонты. Так, в угон все чаще стали заявлять строительную технику: автокраны и даже экскаваторы. Еще одна новая строка в истории угона - квадрациклы. В Подмосковье за прошлый год украдено более 70 мотовездеходов. В том, что в столичном регионе завелась банда, специализирующаяся на спортивной технике, в милиции признают, однако пока поймать ее участников не удалось. Сохранятся ли тенденции уходящего года в году наступающем, специалисты сказать затруднились. В одном эксперты сходятся - черный авторынок, в отличие от рынка легального, тоньше чувствует изменения потребительских настроений. Если будет спрос - предложение не заставит себя ждать.