Губернатор Александр Карлин – полководец без войска?

До конца 2009 года осталось две недели, и уже вполне можно подвести его итоги. По крайней мере, политические.

Главным политическим событием для Алтайского края стало переутверждение Александра Карлина губернатором на новый, теперь пятилетний, срок. Это означает, что в основных чертах в регионе будет проводиться та же политика, что и в предшествующее четырехлетие.

Вопреки ожиданиям наблюдателей и заявлениям (впрочем, очень острожным) губернатора, не произошло не только обновление, но и переназначение на новый срок управленческой команды. Сначала в администрации края официально подтвердили, что после вступления Александра Карлина в должность на новый срок все вице-губернаторы, начальники управлений и их замы написали заявления об увольнении, но потом выяснилось, что они как работали, так и продолжают работать.

В этой связи симптоматичным является недавнее заявление председателя комитета Алтайского краевого Законодательного Собрания (АКЗС) по законности, правопорядку и защите прав граждан Даниила Бессарабова. Он сказал, что обсуждение вопроса о переназначении первого вице-губернатора Сергея Локтева неактуально, так как он не был уволен.

Первый вице-губернатор, как и начальники трех управлений – Главалтайсоцзащиты, финансов и имущественных отношений, назначаются по согласованию с депутатским корпусом. Назначение Сергея Локтева, Владимира Притупова (финансы) и Алексея Неверова (госимущество) Александр Карлин согласовывал с АКЗС прошлого созыва. Получается, что нынешний депутатский корпус не несет политической ответственности за деятельность этих чиновников.

Не вызывает сомнений, что позиция Даниила Бессарабова согласована с позицией краевой администрации. Не вызывает сомнения и то, что Александр Карлин, наверняка, получил бы согласие на назначение Сергея Локтева на новый срок, а сам факт обсуждения этого вопроса депутаты расценили бы положительно, как признание губернатором их значимости. Но на сессии не обошлось бы без обсуждения результатов четырехлетней работы Локтева и без обсуждения актуальных краевых проблем, за решение которых он по должности отвечает. Видимо, этого губернатор и не хочет.

Куда ни посмотри – промышленность, сельское хозяйство, местное самоуправление, тарифная политика, бюджет-2010, в котором резко сократилась поддержка села и не предусмотрена индексация зарплаты бюджетников – проблемы, за которыми стоят вполне конкретные люди. Напрашивается вывод, что губернатору не удалось сформировать грамотную управленческую команду, которая могла бы эффективно решать то и дело возникающие сложные задачи. При этом многие вице-губернаторы склонны видеть причины своих просчетов не в себе, а в "происках" СМИ, общественности или "темных сил".

Думается, ключевая проблема действующей администрации – неясная роль первого вице-губернатора, который как раз и должен координировать работу всех замов. Во многом благодаря нему ряд экономических проблем края в 2009 году превратился в политические.

В первую очередь, речь идет об "Алттраке". Попытки администрации спасти предприятие результатов не дали. Летом, в связи с приездом в край премьер-министра Владимира Путина, об "Алттраке", из-за долгов перед рабочими, узнала вся страна. Нелестные высказывания в адрес собственника "Алттрака" сначала промышленного вице-губернатора Виталия Ряполова, а затем первого вице-губернатора Сергея Локатева проблему не решили, но серьезно поссорили администрацию с "РАТМ-Холдингом".

Пикетирование новосибирского офиса "РАТМа" рубцовчанами, организованное алтайскими коммунистами, добавило "Алттраку" еще большей известности и привело к тому, что теперь проблемами алтайского завода занимается представительство президента в Сибирском федеральном округе. Сегодня "Алттрак" - хорошо известный на федеральном уровне пример неэффективной промышленной политики краевых властей.

Другой политической проблемой 2009 года стал… высокий урожай. Собрав 6 млн тонн зерна, алтайские крестьяне столкнулись с проблемой сбыта (кризисом перепроизводства), которая повлекла за собой проблему выплаты зарплаты, кредитов, подготовки к посевной. Тут же возникли вопросы: зачем крестьян заставляли распахивать и засевать ВСЕ пахотные земли? Чем в администрации занимается агарный зам Борис Неудахин? Почему главное управление сельского хозяйства не обеспечивает производителей информацией, необходимой для того, чтобы решить, чего и сколько сеять? Ответов на эти и другие вопросы не последовало. Суть аграрной политики краевых властей сформулировал Сергей Локтев.

В одном из интервью он сообщил примерно следующее: если в 2010 году урожай будет ниже, чем в 2009 году, проблема решится сама собой.

В конце года вновь обострилась проблема Бийска. В марте в наукограде должны пройти выборы мэра. Действующий глава города Анатолий Мосиевский имеет самые высокие шансы, но он находится под следствием, более того – ему предъявлено обвинение. К тому же Мосиевский проиграл праймериз, которые проводила "Единая Россия". Это затрудняет его выдвижение партией власти и поддержку краевой администрацией.

Другая участница праймериз, председатель Бийской городской Думы Лидия Громогласова, тоже их проиграла, и проигрыш также осложняет ее выдвижение. Победителем стал до сих пор мало кому известный депутат Сергей Малюков, некстати выступивший за отмену выборов и раскритиковавший технологию проведения праймериз. Выдвижение его кандидатом "Единой России" еще менее вероятно, чем выдвижение Мосиевского и Громогласовой.

Сюда нужно добавить также два провала, связанных с формированием органов местного самоуправления крупных городов края. Не удалось изменить систему выборов городских дум с мажоритарной на смешанную (половина депутатов избирается по округам, половина – по партийным спискам), которая применяется на выборах краевого Законодательного собрания. Не прошел и поддерживаемый губернатором проект замены всенародных выборов мэров на их назначение по контракту.

В Новоалтайске эта новация привела к перманентному конфликту в депутатском корпусе, сопровождающемуся метанием мебели и другими выходками. В Бийске на предложение депутата Малюкова негативно отреагировали жители города и значительная часть депутатов. После дискредитации этой идеи в Бийске (Дума отказалась рассматривать предложение Малюкова), она вряд ли будет положительно воспринята в других городах. Строительство вертикали власти в Алтайском крае оказалось под большим вопросом.

Реформу местного самоуправления, поддерживаемую губернатором, и выборы, (не только в администрации, но и в региональном политсовете "ЕР") курирует вице-губернатор Борис Ларин. Бийские праймериз, от подбора кандидатов до результатов, и провал городской Думой предложения депутата Малюкова перейти к выборам мэра депутатским корпусом - это плоды и его работы.

Важнейшим событием 2009 года стала кампания против мэра Барнаула Владимира Колганова – сначала несанкционированные пикеты и митинги, а затем возбуждение уголовного дела. Аналитики, наблюдающие за длящимся с 2006 года конфликтом администрации края с администрацией Барнаула, предрекали такой исход. Правда, некоторые наблюдатели полагали, что до крайних мер не дойдет, но, видимо, у команды губернатора не нашлось других рычагов давления на мэра краевого центра. Эта история получит развитие уже в Новом году, и результаты дела, какими бы они ни были, безусловно, окажут большое воздействие на весь Алтайский край.

Несмотря на то, что каждую сферу жизни края курирует кто-то из вице-губернаторов, фактически за решение проблем отвечают не они, а глава края – и перед жителями региона, и перед президентом, и перед правительством. Отсутствие боеспособного войска, без сомнения, мешает губернатору и делает его работу менее эффективной, чем она могла бы быть.

Биографическая справка:

Александр Богданович Карлин родился 29 октября 1951 года в селе Медведка Тюменцевского района Алтайского края. С отличием окончил Свердловский юридический институт в 1972 году.

После окончания института работал в прокуратуре города Бийска Алтайского края следователем, старшим следователем. С 1974 года - помощник прокурора Бийска, в 1977-1982 годах - заместитель прокурора Приобского района Бийска.

В 1982-1983 годах - заместитель прокурора города Барнаула Алтайского края. С 1983 года - начальник отдела прокуратуры Алтайского края. С 1986 года - старший прокурор управления Прокуратуры СССР.

В 1989-1990 годах - помощник Генерального прокурора СССР по особым поручениям, затем заместитель начальника управления Прокуратуры СССР. С февраля 1992 года - начальник отдела управления Генеральной прокуратуры РФ.

В 1993 году назначен заместителем начальника управления Генпрокуратуры РФ, в 1994 - начальником отдела, в 1996 году - начальником Управления по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе Генпрокуратуры РФ.

С 28 апреля 2000 года - статс-секретарь - первый заместитель министра юстиции РФ. С апреля 2001 года - первый заместитель министра юстиции РФ. В апреле 2004 года назначен Начальником Управления Президента РФ по вопросам государственной службы.

18 августа 2005 года Президент РФ внес кандидатуру Александра Карлина для наделения его полномочиями главы администрации Алтайского края. Чуть позже - 25 августа - Алтайским краевым Советом народных депутатов он наделен полномочиями главы администрации Алтайского края.

Доктор юридических наук, профессор. Действительный член РАЕН. Заслуженный юрист РФ. Почетный работник органов прокуратуры. Почетный работник органов юстиции. Действительный государственный советник 1-го класса.

Женат, имеет двух сыновей.

в новости использовано фото с официального сайта администрации края и ИА "Амител"

Читайте полную версию на сайте