Мальчик вырос, сказки остались: режиссер из Барнаула Евгений Бедарев

Наверное, вскоре киносказки барнаульца Евгения Бедарева психологи будут рекомендовать всем, кого судьба-зебра достала черными полосками.

Мальчишка, зачитывавшийся романами в стиле фэнтези, вырос, а все, что трансформировалось годами в его сердце, он раздает теперь людям, заставляя их верить в чудеса.


В родном Барнауле он бывает часто. Частоту посещений родного города выводит обычно эмпирически, как компромисс между простым человеческим "соскучился по дому" и любимой работой. Режиссер фееричного "В ожидании чуда" и "Новогоднего тарифа", обещающего стать такой же визитной карточкой телепрограммы на 31 декабря, как когда-то "Ирония судьбы", Евгений Бедарев – сегодняшний гость газеты "Вечерний Барнаул".

Чем пахнет город


- Евгений, вы называете себя трудоголиком, не думаю, что и в Барнауле вы сейчас просто отдыхаете…
- Нет, конечно. Мы задумали серьезный проект, в рамках "Народного кино", следующий фильм планирую снять на Алтае летом, это будет большая акция, в которой смогут принять участие многие мои земляки.
- Ваши фильмы свежи и светлы, после них жить хочется. Так же радостно обычно и воспринимают мир люди, живущие на Алтае. Поэтому вы выбрали его местом будущих съемок?
- Да. Алтай очень красив и обладает сакральной силой. Когда я еще и не планировал быть режиссером, а учился на истфаке Барнаульского пединститута, ездил на археологические раскопки, это был 1991 год. Копали на Сентелеке, выкопали там хороший курган. Нашими находками стали два скелета, детский и женский, кости коня, золотые и бронзовые украшения, утварь. Нас заливало дождями, но мы были счастливы, так как возвращались с такими находками! Бывает, едут – и за целый сезон ничего не находят…
- А я и не знала, что в душе вы – несостоявшийся историк.
- Почему же несостоявшийся? Вполне состоявшийся, и образование у меня есть. Так вышло, что я сразу ушел на телевидение, потом уехал из Барнаула…
- У истории и кино много общего. Кадр соединяет. То, что было, – с тем, что еще может случиться.

- Да, похоже. Мне очень нравятся вещи с историей. Старые города Египта обожаю. Можно приехать в Луксорский храм и ощутить особое течение времени рядом с пирамидами. Тяжесть веков – это и есть история, и даже запах у нее есть. Очень может быть, что это просто игра подсознания, "пыль веков", когда можно почувствовать эту безумную древность, энергетику мыслей живших давным-давно людей, намоленности этих мест. Когда приходишь в Карнакский храм (долгострой-рекордсмен, кстати: его строили две тысячи лет), это все просто в воздухе висит.
- А чем Барнаул пахнет?
- Он совсем еще молодой город. 280 лет – разве возраст? Он пахнет рекой, лесом. Чисто сибирский город, своеобразие его заметней ближе к окраинам, или когда проезжаешь через бор по объездной дороге, или у Оби.
- Вам не жаль, что родной город уходит от милой патриархальности и развивается стандартным для всех больших городов путем – в высоту?
- Это нормально, город не может не развиваться. Просто нельзя бездумно убивать старину. В Сибири есть удачные варианты, в Омске, например, старый город красиво включен в новый. В Таллине и Риге вообще трясутся над каждой древней черепичкой. Мы тоже придем к такому пониманию города, и законы заработают по принципу "строить новое, сохраняя историю". Город – симбиоз стилей и жанров. Барнаулу от этого не уйти. Как и эклектичной Москве с ее ампиром, хай-теком, куполами…
- Вы успели полюбить Москву?
- Конечно. На самом деле я люблю Питер, Барнаул, Владивосток, Москву. В каждом городе есть что-то свое. Вопрос в том, для чего ты туда приезжаешь, и что там ищешь. Не любить город, в котором живешь, ненормально. Эта внутренняя проблема будет разъедать человека, нельзя ведь всю жизнь заставлять себя ездить на нелюбимую работу не радующими глаз улицами.

-  Двумя своими фильмами вы заявили о себе как о режиссере редкой породы, умеющем бережно относиться к душе человеческой. Как удается вкладывать душевность в фильмы, мягко говоря, далекие от элитарных?
- У меня и впрямь "попкорновое" кино. Это аттракцион, развлечение, в котором есть светлая мысль, хорошее послание. Для меня кино – мир, куда мы приглашаем людей пережить события, которых у них не случится в жизни. В мир, где можно любить и страдать за кого-то, жить страстями другого человека. Кино дарит новые позитивные переживания, поэтому в нем не должно быть насилия, крови, трупов.
- Самая очевидная скука случается с человеком по поводу отсутствия хороших книг и фильмов. А как вы сами с ней справляетесь?
- Работаю. Я же трудоголик, мне надо много пахать, чтобы чувствовать себя нормально. То, что я сейчас пытаюсь сказать языком кино, тоже не на пустом месте взялось. В детстве я читал сказки, обожаю фэнтези. Поэтому и мои фильмы – это микс обыденности и совершенно нездешнего, нереального, волшебного. Мир, где можно моделировать все что хочешь и где люди живут по законам, придуманным режиссером. И даже привычный город можно перестроить, смонтировав его так, что дом с одной улицы стоит на другой. Киношная география тоже бывает.

- Как восстанавливается человек, постоянно создающий выдуманный мир?

 Отдыхаю с друзьями, путешествую. Очень люблю море и пустыню, потому что она похожа на море. Детство я прожил в Рубцовском районе, там степи вокруг. С тех пор обожаю открытые до самого горизонта пространства, когда едешь летом по трассе в сторону Рубцовска, мимо полей с перекатывающимися волнами – то зеленый овес, то красноватая гречиха, то золотая пшеница. В поездках книги читаю, это может быть и "Сага" Тонино Бенаквиста, и "Алхимик" Коэльо.
- Не боитесь, что эпидемия гриппа может нарушить ваши планы в Барнауле? Сейчас ведь повсеместно карантин вводят.
- Нет. Надеюсь, что не заболею. Буду есть чеснок, пить витамины, заниматься спортом, я ведь стараюсь три раза в неделю ходить в тренажерку.
- Есть ведь общественная проблема – фобии вокруг вирусов. Не было ли у вас идеи закрутить сюжет на эту тему? Там ведь такой простор для фантазии…
- По свиному гриппу кино снять? (смеется). Наверное, делать нужно было бы либо комедию, либо драму. Но таких планов у меня нет. Есть проект, над которым работаем, есть идеи по поводу следующего фильма, они у меня выстроены в линеечку. Фильм про свиной грипп в ней пока не значится.
- Сложно ли снимать в кризис?
- Безусловно. Многие студии без финансирования встали. Мы пытаемся достойно выйти из ситуации, с проектом "Народное кино". Надеемся на скорое возрождение, оно нужно не только киноиндустрии, но и всем жителям страны. Деньги-то в стране есть, просто народ настороженно относится к инвестированию. Но сериалы снимаются, и кризис даже навел определенный порядок в киноиндустрии. Упали завышенные до нереальных объемов бюджеты, ничем не оправданные супергонорары актеров и технологических служб. Сейчас просто все пришло в норму, к адекватному уровню.
- Нет опасений, что Интернет заменит кино, как когда-то нам грозили "одним сплошным телевидением"?
- Кино никуда не уйдет, потому что людям всегда нужен будет аттракцион. Даже в самые тяжелые военные годы, когда всем нужна была эмоциональная поддержка, снимали замечательные комедии. Мы со временем просто выйдем на другой уровень. В Голливуде уже сейчас снимают фильмы 3d формата по весьма дорогим технологиям. Создаваемый эффект погружения ничем не заменишь. В принципе, можно фильм и на мобильный снять, выложить в Интернет, и все его будут смотреть. Ведь начинает же кто-то из-за кризиса снимать на цифровые камеры. Пускай развивается и это направление, глядишь, начнут устраивать фестивали интернет-кино, мобильных фильмов. Кино не уйдет, в любом виде.
- И русское кино – тоже?
- Да, если подразумевать под ним ленты, сделанные русскими режиссерами. Если говорить об авторском кино, то оно, несомненно, есть и будет. Другой вопрос, насколько был бы сейчас востребован Тарковский. Есть куча авторских фильмов, представленных на Кинотавре, – но много ли народу их смотрит? Думаю, никто из режиссеров не снимает сейчас в жанре современной городской сказки, получается, я тот режиссер и есть. Мальчик вырос, сказки остались.

Справка "ВБ"
Евгений Бедарев родился 3 июня 1974 года в роддоме № 2 города Барнаула.
Холост, детей нет. Работал главным редактором и ведущим канала "ТВ Плюс", диджеем, главным редактором радио "Юнитон", продюсером ГТРК "Алтай", сейчас живет и работает в Москве. Режиссер двух полнометражных кинохитов – "Новогодний тариф" и "В ожидании чуда".

Читайте полную версию на сайте