Большинство россиян полагают, что результаты социологических опросов отражают реальное мнение граждан

В преддверии Дня социолога Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, насколько россияне информированы об организациях, занимающихся социологическими исследованиями, приходилось ли им самим участвовать в опросах общественного мнения в качестве респондентов, и отражают ли они реальное мнение.

Опыт участия в опросах общественного мнения имеют треть россиян (31%) старше 18 лет (35% в 2005 г.).Участники исследовательских проектов - это, как правило,  женщины (33%), молодежь (36%), жители крупных городов (38%), высокообразованные (38%) и материально обеспеченные россияне (34-35%). Впрочем, двум третям опрошенных (66%) ранее участвовать в социологических исследованиях не доводилось. Реже всего в роли респондента оказываются малообеспеченные (74%), малообразованные (82%) сограждане, пенсионеры (76%), москвичи и петербуржцы (71%).

Хотя большинство наших сограждан полагают, что результаты социологических опросов отражают реальное мнение граждан, за последние годы таких респондентов стало несколько меньше: в 2005 году в этом были убеждены 76%, сейчас - 67%. Напротив, растет доля тех, по мнению которых, результаты массовых опросов не отражают действительности (с 14% до 19%). Верить результатам опросов склонны, в первую очередь, селяне (72%), россияне моложе 34 лет (72-73%) и те, кто  участвовали в них в качестве респондентов (70%). Считают их несоответствующими действительности, как правило,  жители средних и более крупных городов (21-22%) и те, кто никогда не участвовал в них (20%). 

 

За последние годы уровень информированности россиян об организациях, занимающихся социологическими исследованиями, несколько снизился: больше стало тех, кто ничего не знает о них (с 55 до 61%). Только 38% наших сограждан осведомлены о таких компаниях: 5% - хорошо, 33% - что-то слышали о них. Лучше всего об организациях, занимающихся исследованиями общественного мнения, информированы дальневосточники (47%) и высокообразованные респонденты (46%). Напротив, ничего не знают о таких компаниях жители Северо-Западного округа и уральцы (по 72%), а также малообразованные россияне (81%).

Хотя большинству россиян, как и в предыдущие годы, трудно назвать организации, проводящие в России массовые опросы, таких респондентов с каждым годом становится меньше (с 79% в 2005 году до 74% в текущем году). Наиболее известными компаниями являются ВЦИОМ (его называют 13%) и Фонд "Общественное мнение" (7%).  Реже упоминают "Левада-центр" (3%) и РОМИР (2%). За прошедшие годы россияне стали чаще упоминать ВЦИОМ (в 2005 году его называли 6%, сейчас - 13%) и реже - ФОМ (с 12 до 7%).

 

Отвечая на вопрос "с подсказкой" (закрытый, с перечислением возможных вариантов), россияне лучше ориентируются в компаниях, занимающихся  социологическими исследованиями. Тем не менее, лидеры по узнаваемости те же: ФОМ (44%) и ВЦИОМ (34%). В числе прочих узнаваемых организаций - Левада-центр (13%), Мониторинг.ру (10%), РОМИР (7%) и Институт Гэллапа (6%). По сравнению с 2005 годом, россиянам стали более знакомы такие названия, как ВЦИОМ (с 20 до 34%) и Левада-центр (с 5 до 13%). Чуть меньше знают ФОМ (44% против 48% в 2005 году). 2% сообщили, что "знают МИРОМ" (мифическая организация, включенная нами в опрос для выявления артефактов, т.е. ложного знания).

Как Вы думаете, результаты опросов общественного мнения в целом отражают или не отражают действительные мнения граждан? (закрытый вопрос, один  ответ)

 

2005

2008

2009

Безусловно, отражают

25

14

18

Скорее отражают

51

55

49

Скорее не отражают

12

13

16

Безусловно, не отражают

2

2

3

затрудняюсь ответить

10

17

14

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 7-8 ноября 2009 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.


Читайте полную версию на сайте