История о молоке и хлебе Белоруссии, услышанная на Красной площади
Корреспондент ИА "Амител" (проект REGNUM-Алтай ) Татьяна Труфанова на днях вернулась из командировки в Москву. Как и большинство гостей
столицы, она нашла время прогуляться по главной площади страны.
Прогулка
Белоруссия и Алтайский край. Связывает нас очень
многое. Белоруссия – эта та страна, с которой, как мне кажется, наши
региональные власти больше всего стремятся наладить отношения. Посол
России в Белоруссии – бывший глава администрации Алтайского края Александр С
С экранов телевизоров, со страниц газет об этой
дружественной стране, от союза с которой столько лет отмахиваются наши
президенты, в последнее время не узнать. Между нами возник огромный
информационный вакуум. Как я поняла, все это не случайно. Российской
власти, думаю, сложно признать, что Александр Лукашенконе чудик и не царь, а более удачливый и грамотный руководитель. А
страна, которой он руководит, имеет более "светлое будущее", и сделала
это будущее отчасти реальностью.
Встретилась я со своими собеседниками из Белоруссии в Москве на Красной площади в эту субботу. Не могла разобрать, какому зданию принадлежит башенка, увиденная далеко на горизонте. Услышала людей, интересно разговаривающих об истории, и решила спросить.
- Мы сами только что разговаривали об этом! Но тоже не знаем, - сказали почти хором они, двое мужчин лет 50.
- А я думала, что вы москвичи, - оправдывалась я.
- Да что вы, мы из Белоруссии. Показываю родственнику Москву, - пояснил один из них.
Приветливый вид белорусов сделал свое дело. "Как у
вас с молоком? Жалуются ли на переработчиков?", - спросила первое, что
пришло на ум.
"Что вы!!! Нееее
Но землю и работу с ней он любит по-прежнему. Занимается садоводством, выращивает груши, персики, виноград. Совершенствует свои умения.
О том, как ведется сельхозпроизводство, он тоже отлично знает. Перед тем, как начать рассказ, он предупредил: "Вы не думайте, что я будут преувеличивать, потому что это моя родина. Все так на самом деле есть. И я восхищаюсь этим".
По его словам, когда развалился СССР и страна стояла перед выбором, их президент сделал ставку на сельское хозяйство. Объяснение было простым – люди всегда будут хотеть есть, а Белоруссия сможет накормить. Так и вышло. Сейчас в Белоруссии, как заверяет Яков Васильевич, совершенно нет импортной молочной продукции и мяса. Молоко перерабатывается в творог, сыр, сухое молоко и т.д., а мясо в колбасу и прочие продукты.
Здесь, как и в
советское время, есть пятилетки; экономика плановая; сохранен хрущевский подход в том смысле, что личных подсобных хозяйств на селе не должно быть, человек должен все покупать в магазине и это должно быть приемлемым для него.
Происходит замыкание производственного цикла.
Хозяйства объединяются. В одном месте получается сырье и тут же
перерабатывается. Нет такого, что где-то производится молоко, а потом
продается какому-то левому переработчику. Создаются своеобразные
холдинги, происходит их укрупнение.
В Белоруссии в последние годы приоритетным стало создание целых агрогородков. Строятся благоустроенные жилые дома, школы, спортивные центры, медицинские учреждения, а вместе с ними фермы и перерабатывающие предприятия. Уровень жизни в них выше, чем даже в городах. Это привлекает молодежь, что позволяет решить проблему старения кадров.
Лукашенко решил освободить страну от "сахарной" зависимости. В Белоруссии недавно было построено два крупнейших сахарных завода. Вложены огромные средства. Области, в которых находятся заводы, выращивают исключительно сахарную свеклу, обеспечивая производство сырьем. У крестьян нет проблем с тем, чтобы сбыть урожай, как это происходит на Алтае, где угробили два завода, а третий не может переработать всю полученную свеклу, поэтому люди мечутся и не знают, куда податься с плодами своего ненужного труда.
Комфортно себя чувствуют и хлеборобы. Во всей Белоруссии получают 9 млн. тонн зерна. Львиная доля его – рожь. В этой стране нет условий для того, чтобы выращивать продовольственную пшеницу. Но и ржи здесь находят применение. А зерно третьего класса закупают за рубежом. Сравним – в Алтайском крае в этом году получили более 5 млн зерна, и большая его часть именно продовольственная пшеница. Однако, наш отборный хлеб никому не нужен.
Как отмечает Яков Качаловский, в целом в Белоруссии уровень жизни может быть и ниже, чем в России, но в данный момент делается хороший задел на будущее. Государство стремится как можно больше вкладывать в экономику, все контрольные пакеты акций предприятий держит у себя, чтобы не потерять их.
По его словам, белорусы по-прежнему дают Лукашенко возможность находиться у власти, потому что верят в него как хозяина. Причем,
он, как отмечает Яков, не такой закрытый, как о нем принято думать.
Лукашенко регулярно общается с российскими СМИ, уделяет им внимания
больше, чем остальным. Но куда уходит эта информация – не известно. В
Бело
находят кроме шуток в адрес президента и критики.
Думаю, что нам просто опасаются говорить о жизни в Белоруссии, чтобы не завидовали
и не сравнивали работу наших чиновников. А если Лукашенко и
"продавливает" свои молочные интересы в России, то честь ему и хвала.
Все население Белоруссии- как в Москве, а плакать и жаловаться на
жизнь она заставляет молочников почти всей России. Может пора учиться
брать у нее уроки?
Так шли мы по берегу Москвы-реки, разговаривали. Мне тоже хотелось похвастаться, но было не чем.
Говорила о том, как наши люди могут работать, какой огромный у Алтая
потенциал и как он бездарно, с моей точки зрения, используется.
Мои белорусы устроили мне отличную, душевную экскурсию по городу. Мы вместе побывали в Кафедральном Соборном храме Христа Спасителя, поставили свечки за здравие наших родных и за упокой тех, кто ушел. Съездили в Царицыно. Какое-то приятное и радостное ощущение все время не покидало меня. Вышло все как-то очень символично. В сердце России подружились люди из двух дружественных стран.