Кто нарушил баланс цен на рынке зерна и загнал в угол алтайских крестьян?

Корреспондент ИА  "ПолитСибРу " Ольга Чвырева сегодня опубликовала статью о сельскохозяйственных проблемах, с которыми в этом году столкнулся Алтайский край. В ней приведены также мнения крестьян. Статью она озаглавила так: "Кто нарушил баланс цен на рынке зерна и загнал в угол алтайских крестьян?".

Предлагаем читателем ИА "Амител" с ней ознакомиться.

Чем ближе конец уборочной кампании на Алтае, тем сильнее обостряется ситуация на рынке зерна. Урожай в этом году хороший. Это подтверждают и крестьяне, и Главное управление сельского хозяйства: средняя урожайность зерновых остается на уровне 16,6 центнера с гектара (в прошлом году - 15,6 центнеров с гектара). Но, как оказалось, высокий урожай стал не спасением для алтайских крестьян, а очередной проблемой.

Закупочные цены на зерно в регионе держатся ниже его себестоимости. На сегодняшний день тонна пшеницы четвертого класса стоит 2500-2700 рублей. Цена на третий класс держится в пределах 3000-3500 тысяч рублей за тонну, говорит руководитель ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств края Александр Балаков.

"Цена на Алтае ниже, чем в Новосибирской области, чего никогда не было, - отмечает заместитель генерального директора "Алтайагропрода" Алексей Нагорнов. - В крае сложилась уникальная ситуация. Традиционно считалось, что у нас зернопереработчики конкурируют друг с другом, поэтому цена на зерно держалась на 150-300 рублей выше, чем в соседних регионах. В этом году закупочная цена на зерно в Алтайском крае на 300 рублей ниже, чем в Новосибирской области".

По словам Александра Балакова, беда в том, что цены на зерно по четвертому классу объявлены, но зернопереработчики его не принимают(видимо, ждут дальнейшего снижения – ПолитСибРу). В то же время в большинстве районов из-за переизбытка влаги получена пшеница именно четвертого класса, а не третьего, с высоким содержанием клейковины, которой и славится Алтайский край. В связи с этим встает проблема сбыта зерна, которое по своему качеству стало немногим лучше, чем в соседних регионах.

"Если третий класс однозначно будет востребован, - говорит Александр Балаков, - то по четвертому - непонятно. Если производители Новосибирска или Омска выставят цену на зерно ниже, чем у нас, конечно, тогда нам будет очень тяжело. Как раз на этом переработчик и сможет сыграть".

Немудрено, что с обвалом цен на рынке зерна алтайские фермеры отказываются сдавать его. В то же время хранить им такие объемы негде. Все закрома заполнены, а стоимость хранения на элеваторе также обойдется "в копеечку". При этом кредиты, которые крестьяне брали на закупку семян, ГСМ и технику, гасить надо уже сейчас.

Если сельхозпроизводители уже давно бьют тревогу (некоторые наиболее отчаянные фермеры даже поговаривают, что сожгут урожай), то власти Алтайского края заговорили о проблеме недавно. В первой половине сентября начальник ГУСХ Александр Чеботаев просто рекомендовал зернопереработчикам поднять цены на зерно до уровня интервенционных. Когда стало ясно, что к рекомендациям никто не прислушался, то в конце месяца вице-губернатор  Борис Неудахинобратился к антимонопольщикам, чтобы те проверили, насколько обоснованы низкие закупочные цены. Какие еще меры приняли краевые власти, чтобы решить проблему низких закупочных цен, не известно.

24 сентября алтайское УФАС возбудило дело по признакам нарушения Федерального закона "О защите конкуренции" на товарном рынке зерна. Газета "Ведомости" приводит мнение директора Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрия Рылько, который уверен, что ценового сговора УФАС не обнаружат. По его словам, алтайская ситуация повторяет общерыночный тренд: в Центрально-Черноземном регионе и на юге России внутренние средние цены с начала посевной снизились.

"В нынешней ситуации у краевой власти нет прямых механизмов контроля над ценообразованием на рынке зерна, - считает Алексей Нагорнов, - Раньше было постановление правительства, которое четко определяло в стоимости конечного продукта соотношение наценок для всех участников рынка, и таким образом, суммарная наценка не могла превышать 20%. А сейчас наценка доходит до 60%".

В свою очередь Александр Балаков отмечает, что еще три года назад по зерну был достигнут баланс цен: цена устраивала и производителей, и переработчиков, и хлебопеков и представителей торговли. "И вдруг в этом году кто-то, я не знаю кто, решил нажиться на крестьянах. В результате этого начали резко снижать цену на зерно, ориентируясь на мировой рынок и так далее, - недоумевает глава крестьянско-фермерского хозяйства, - И все можно объяснить, за исключением одного – цена на хлеб. Почему цена на хлеб не снизилась, более того, она растет. И когда сейчас булочка ржаного хлеба в 400 грамм стоит 13 рублей, а килограмм ржи 85 копеек, встает закономерный вопрос, где эти проценты осели?".

Поэтому будет лучше для всех, если антимонопольная служба разберется, кто нарушил этот баланс цен. И если это зернопереработчик, то это будет вдвойне обидно для крестьян, говорит Балаков. В трех крупных перерабатывающие компаниях края, куда удалось дозвониться, не смогли прокомментировать ситуацию с низкими закупочными ценами.

Алексей Нагорнов в качестве одной из причин низких закупочных цен называет то, что зернопереработчики стали обладателями крупных агрохолдингов: есть своя земля, есть своя сырьевая база, поэтому они первое время используют собственные ресурсы. "Это позволяет переработчикам выжидать падения цены на зерно до крайней точки. Когда же начнутся интервенционные закупки, цена немного приподнимется", - прогнозирует Нагорнов.

Интервенционные государственные закупки сильно затягиваются: Минсельхоз обещал провести торги еще в августе, но сейчас их перенесли на начало октября. Как отмечают эксперты, для государства обременительно, не продав старое зерно, закупать новое и платить за хранение еще и нового урожая. "В Алтайском крае нет государственных элеваторов, а это как раз позволило бы хранить зерно с минимальными издержками и отчасти решить проблему. В настоящее время рабочая группа брокеров уже готова к участию в госинтервенциях, более двадцати элеваторов прошли аккредитацию на хранение интервенционных запасов", - говорит Нагорнов.

Алтайские крестьяне считают, что в создавшейся проблеме виноваты власти. На прошлой неделе газета "МК на Алтае" (2009 г., № 40) опубликовала подборку мнений аграриев. Вот что они говорят.

Виктор Траутвейн, директор ООО "Майское":

- …создается впечатление, что и уборочная, и сам урожай никому не нужны и не интересны. Вы посмотрите, федеральные СМИ вообще молчат об этом. А в краевых говорят только о фантастически высоких урожаях, - мол, едва ли не 100 ц/га собирают! …главная наша проблема – это то, что регулированием цен на зерновом рынке никто не занимается, поэтому цену диктуют крупные переработчики… за последние два года, обрадовавшись возможности технического перевооружения, мы залезли в кредиты, которые нам нужно платить сегодня, а не зимой. Поэтому мы сейчас в безвыходном положении: продать зерно за копейки – себе в убыток, а не продать – нечем будет платить долги.

Сергей Бенслер, директор ООО "Колос", Локтевский район:

- Лично меня вообще настораживает наша система ценообразования. На мой взгляд, она сегодня требует не просто корректировки, а немедленного и активного вмешательства власти и силовых структур, отвечающих за стабильность в регионе. И это не пустые слова. Я с полной ответственностью заявляю, что лично столкнулся с примером саботажа со стороны уважаемых в крае сельхозпереработчиков. Судите сами: еще в августе мы начали предварительные переговоры о цене на зерно урожая 2009 года. Мы очень доверительно относимся к нашим партнерам-переработчикам, и они нас заверили, что в стране в целом и на Алтае в частности накоплены очень большие переходящие запасы зерна, склады забиты мукой, а поэтому хорошей цены на зерно в этом году не будет.

Но между тем 25 августа, когда на нашей пекарне закончилась мука, я лично обратился в два ведущих предприятия – "Грана" и "Мельник", и выяснилось, что никакой муки в продаже нет!

Сергей Фролов, руководитель крестьянского хозяйства, Славгородский район:

- …в этом году сельхозчиновники много и красиво говорят о поддержке хлеборобов. Но на самом деле реальной помощи мы ощущаем не так уж и много. Власть обратилась к земледельцам – не продавать зерно дешевле 6000 рублей за тонну. Однако реально это обращение выполнить очень сложно. К примеру, сегодня мое крестьянское хозяйство в буквальном смысле этого слова вынуждено реализовывать зерно непосредственно на элеваторы по цене, не превышающей 4000 рублей за тонну. При этом приемщики чуть ли не в открытую практикуют искусственное снижение закупочных цен за счет снижения уровня клейковины.

Владимир Устинов, глава крестьянского хозяйства, Косихинский район:

- Думаю, власти должны вмешаться в ценовую ситуацию и объявить чрезвычайное положение по реализации нашей продукции. Судите сами, большой урожай выжимает из крестьян больше, чем плохой, потому что приходится затрачивать больше сил и средств. А за урожайным, как правило, следует неурожайный год. И потому сейчас наступает тот момент, когда нам нужно покрыть уже понесенные расходы и сделать запасы на будущее, а реализовать продукцию не получается – цену уже уронили ниже 3000 рублей за тонну! И крестьян загнали в угол.

Читайте полную версию на сайте