Легенды Барнаула: "Радист, не выполнивший задания любимого Сталина"
На Новодевичьем кладбище Москвы похоронен экипаж
разбившегося 6 февраля 1938 года дирижабля "СССР В-6". Среди 13 имен
погибших воздухоплавателей значится радист Василий Чернов, наш земляк,
уроженец Барнаула.
Василий Чернов родился в Барнауле в 1913 году. В 1931 году окончил девять классов, или как тогда говорили, — "групп". После окончания шестой группы Василий исчез из 22-й школы, и перешел в школу № 5. Это – в Ивановском Логу, за Сенной площадью, у Знаменской церкви (сейчас здесь женский монастырь и въезд на новый Обской мост).Подростка заинтересовала эта школа из-за любви к электротехнике – там преподавал хороший физик.
Вскоре после окончания девяти классов, Василий Чернов был призван на действительную армейскую службу. А после её окончания, с 1934 года оказался среди людей, увлекавшихся воздухоплаванием.
Роковая гора
Вечером 5 февраля 1938 года дирижабль "СССР В-6", под командованием опытного Николая Гудованцева, вылетел из Москвы в пробный, тренировочный полёт по маршруту Москва-Мурманск-Москва.Предполагалось, что в случае удачи дирижабль направится по более сложному маршруту. Экипаж направил особое ходатайство правительству страны о том, чтобы принять участие в операции по спасению четырёх членов первой советской полярной станции "СП-1" Ивана Папанина, зажатой льдами на дрейфе.
Дирижабль уже около суток находился в полёте. Он
благополучно следовал на север, миновал Петрозаводск, Кемь и к 19 часам
6 февраля приближался к станции Кандалакша, располагавшейся в 277
километрах от Мурманска. Внезапно связь с дирижаблем оборвалась, на
вызовы многочисленных наземных радиостанций никто не отвечал. Вскоре
поступили сообщения от местных жителей, которые сквозь пургу и темноту
слышали шум мотора дирижабля в двух десятках километров от Кандалакши.
В этот район немедленно были направлены поисковые группы из местных
граждан и военнослужащих частей Красной армии на оленях и лыжах.
Одна из поисковых групп на рассвете 7 февраля обнаружила, потерпевший катастрофу "СССР В-6" в 18 километрах западнее станции Белое море. Из 19 членов экипажа дирижабля "СССР В-6" погибло 13 человек, в том числе его командир Николай Гудованцев, трое были легко ранены и трое остались невредимы.
Вот что сообщали о подробностях полёта и катастрофы 28 апреля того же года в "Сборнике научно-технических работ по дирижаблестроению и воздухоплаванию" выжившие в катастрофе бортмеханик дирижабля К. Новиков и один из помощников командира В. Почекин. Путь до Петрозаводска протекал в тяжёлых условиях: низкая облачность, снегопад, частичное обледенение металлических частей корабля. Часа за два до появления дирижабля над Петрозаводском, он вошёл в сплошной туман. Дальше полёт продолжался "вслепую" в условиях неблагоприятной погоды. Бортовой синоптик Давыд Градус предугадал, что через некоторое время наступит улучшение. Так и случилось: облака поднялись, видимость увеличилась до 20-30 километров, дул попутный ветер, что благоприятствовало полёту. Но через некоторое время экипаж дирижабля снова попал в полосу низкой облачности, видимость резко ухудшилась, наступила темнота, пошёл снег. Несмотря на это, воздушное судно шло точно по курсу.
Штурманам показалось, что дирижабль летит слишком низко, и командир Николай Гудованцев приказал подняться до 450 метров. Неожиданно прозвучал резкий крик штурмана Георгия Мячкова: "Летим на гору!", корабль резко задрал нос кверху, повернув направо. Через несколько секунд раздался резкий треск, и дирижабль врезался в гору.
Члены экипажа оказались среди груды обломков металлических частей гондолы и киля корабля, сверху их накрывала оболочка. Начался пожар, возникший, вероятно, от замыкания цепи электрорадиооборудования.
Земные почести покорителям небес
За два дня до похорон участников злополучного полёта, стало известно содержание писем выживших членов экипажа и родных погибших, адресованных секретарю ЦК ВКП(б) Иосифу Сталину. Причём, никого не удивлял тот факт, что письма якобы подписали не только скорбящие матери и вдовы, но даже грудные дети участников катастрофы. Однако в 1937-1938 годах люди уже не удивлялись самым невероятным "признаниям".
Итак, выжившие члены экипажа отмечали, что им "больно мириться с мыслью, что не выполнили задание правительства, задание любимого Сталина". И только после этого выражали соболезнования семьям погибших товарищей. Авторы письма подчёркивали: "с удвоенной энергией будем впредь упорно работать над постройкой ещё более мощных усовершенствованных дирижаблей".
А вот что писали родственники погибших, в их числе жена и маленькая дочь Василия Чернова:
"Дорогой наш отец, друг и любимый вождь товарищ Сталин!
В дни горя и скорби в связи с тяжёлой утратой наших дорогих мужей, братьев и сыновей мы обращаемся к Вам с глубокой благодарностью за оказанную нам, семьям погибших членов экипажа "СССР В-6", заботу, внимание и помощь. Ваша забота облегчает наши страдания. Наши родные, участники экипажа "СССР В-6", трагически погибшие, страстно любили свою родину. Их полёт был вызван горячим патриотизмом во славу нашей родины. Они горели желанием принять участие в снятии отважной четверки папанинцев. В день вылета корабля "СССР В-6" мы вместе с ними разделяли радостное волнение и глубоко были уверены в успехе этого дела. Несчастный случай вырвал от нас наших дорогих и любимых, преданных делу партии Ленина-Сталина, пламенных патриотов социалистической родины.
Наше горе велико, однако утешением является то, что коллектив воздухоплавателей все как один с ещё большим упорством будет продолжать развитие дела воздухоплавания, которое так горячо любили погибшие на боевом посту герои.
Мы уверены, что на место каждого погибшего станут десятки и сотни героев воздухоплавания, на место погибшего корабля будут построены десятки новых мощных кораблей.
Спасибо Вам, родной товарищ Сталин, спасибо советскому правительству за Вашу помощь, внимание и заботу к нам, семьям погибших дирижаблистов".
Похороны погибших были проведены за государственный счет. Правительство выдало семьям погибших воздухоплавателей по 10 тысяч рублей единовременного пособия и установило повышенное пенсионное обеспечение.
С утра 12 февраля 1938 года открыли доступ в Колонный зал Дома союзов, где были установлены урны с прахом покорителей небес. Через зал прошли тысячи горожан и гостей Москвы, каждые пять минут сменялся почетный караул. Скорбную вахту несли Герои Советского Союза Молоков, Слепнёв, Алексеев, Спирин и Смушкевич и другие известные всей стране военачальники и общественные деятели.
Выступавшие на траурном митинге на Новодевичьем кладбище подчёркивали героизм отважных питомцев советской авиации, уверяли, что партия Ленина-Сталина, вырастила тысячи гордых сталинских соколов, готовых по первому зову исполнить свой долг и встать на место погибших, чтобы обеспечить новые победы советской авиации.
На одной из чёрных гранитных досок выбито имя Василия Дмитриевича Чернова.
Он был опытным бортрадистом. Летал на дирижаблях "В-1", "В-2", "В-7", "В-8" и "В-6". Имел общий налёт около 700 часов. Его коллеги отмечали, что бортрадист эскадры дирижаблей обязанности выполнял безукоризненно. И в актах испытаний кораблей отмечалось, что работа рации Василия Чернова всегда была безупречной.
С опубликованными на сайте легендами можно ознакомиться здесь.