"Легенды нашего города": в Барнауле похоронен друг Есенина, поэт-имажинист Вадим Шершеневич
В рамках проекта "Легенды нашего города", на сайте администрации Барнаула опубликован еще один интересный рассказ о знаменитом поэте, жизнь которого была связана с нашим городом. Это легенда от Михаила Зимогора и Марии Беляевой:
"Имя поэта Вадима Шершеневича чаще упоминается в тесной связке с легендой российской поэзии Сергеем Есенины, с которым они были не
О том, что он жил и похоронен в Барнауле, знают наверно только знатоки поэзии. Первым, кто "нашел" могилу Шершеневича на Булыгинском кладбище после долгого забвения, был поэт Станислав Яненко, который, кстати, и жил на пос.Кирова, в просторечии на "Булыгина". Как-то он, со сверстниками-подростками гуляя по заброшенному кладбищу, наткнулся на странный камень, напоминавший скорее куб, чем надгробную плиту. Прочитав надпись на нем, Станислав Яненко не поверил своим глазам: "Близкий друг Сергея Есенина жил в Барнауле?!"
Памятник, как утверждает поэт Марк Иосифович Юдалевич, был установлен в Барнауле в 1960 году по просьбе супруги Вадима Шершеневича. Говорят, что для этого редкий камень везли на специальной платформе чуть ли не из Москвы.
Марк Иосифович пишет, что памятник помог установить тогдашний заместитель председателя Барнаульского горисполкома Анатолий Иванович Мельников.
Имя Вадима Шершеневича не забыто, его стихи по-прежнему интересны, в том числе и молодому поколению. Подтверждением тому – рассказ о Вадиме Шершеневиче Марии Беляевой, 16-летней ученицы из гимназии
"Мимолетно все в веках"
На старом Булыгинском кладбище, недалеко от братской могилы воинов Великой Отечественной войны, умерших от ран, стоит памятник из лабрадора. Это грубо отесанный черный камень с синими блестками прямоугольной формы высотой около метра. На нем подпись: "Поэт" и факсимиле - "Вадим Шершеневич". Ниже, в прямоугольном окне, как в рамочке, - даты жизни: 1893-1942.
Имя Вадима Шершеневича стоит рядом с именами Велимира Хлебникова, Владимира Маяковского. Известный как теоретик футуризма, он написал в сборнике "Зеленая улица": "...Я по преимуществу имажинист, т.е. образы превыше всего". Именно они, эти образы и необычные сравнения, удивляют в его стихах. В них ветер - это кошка, жизнь - старушка, мышь - черная искра, усы кота - ленты венков, складки на простыне - морщины мудреца.
Последние 16 лет жизни поэт в основном занимался театральной деятельностью: писал и переводил пьесы для Московского камерного театра Таирова, вместе с которым был эвакуирован в Барнаул в начале войны.
Поэта не стало 18 мая 1942 года. Он умер в госпитале от скоротечного туберкулеза, а лечили его от тифа. Друзья похоронили его на Булыгинском кладбище, на могилу положили простую плиту из серого бетона.
Весной 1960 года на его могиле был установлен памятник из лабрадора, заказанный и оплаченный литфондом Союза писателей СССР".
С опубликованными ранее легендами можно ознакомиться здесь.
Фото с сайта "Русская национальная философия".