Все дороги ведут не в Рим... а в Парагвай: приключения барнаульского кругосветника Евгения Лаврова

    ИА "Амител" продолжает знакомить читателей с рассказом барнаульца Евгения Лаврова, совершившего  кругосветное путешествие за 47 дней.

День 38. 5 января. Все дороги ведут не в Рим... А в Парагвай

Сегодня речь пойдет об одном из самых насыщенных дней в моем путешествии. С утра я проснулся и плотно позавтракал в своем отеле El Shaddai в Фоз-ду-Игуасу (кстати, не перестаю восхищаться этим отелем – всего за 25 долларов (сингл) имеем громадный номер с душем, бассейн, завтрак, и еще слегка русскоговорящего сотрудника на ресепшн).
Потом я пришел на остановку, с которой ходят автобусы до гидроэлектростанции Итайпу, - если верить рекламе, то второй по величине в мире. Подошел автобус. Поскольку по-португальски я практически не знаю ни слова, просто спросил у залазящего в автобус мужика "Итайпу?". Он невнятно кивнул головой. Спросил то же самое у водителя. Тот показал на ценник над собой, типа, вот столько стоит проезд (2 реала). Ну, думаю, ежели на вопрос с почти географическим названием отвечают указанием на ценник, значит, едет автобус куда мне нужно. Расплачиваюсь за проезд и прохожу в автобус.

Едем. По карте до Итайпу мы должны ехать от места моей посадки прямо, но автобус вскоре поворачивает налево. Ну, мало ли, думаю, какими он окольными путями едет. Подъезжаем к пропускному пункту. По надписям на пункте начинаю догадываться (несмотря на незнание португальского), что это бразильский пограничный пункт. Однако автобус проносится через него без остановки и въезжает на мост через реку. На всякий случай спрашиваю пассажира в автобусе "Итайпу?" "Нау, Парагвай!" отвечает он и показывает, что Итайпу как раз там, где я и представлял себе.

Таким образом, без парагвайской визы в кармане я оказываюсь на территории Парагвая, в городе Сьюдад-дель-Эсте. Почему же автобус не остановился на пограничном контроле? Дело в том, что Бразилия и Парагвай входят в Меркосур – южноамериканский аналог Европейского союза. Для жителей этих стран не требуется виза при въезде в другую страну Меркосура. В то же время, аналога Шенгена здесь нет, то есть, например, россиянина с бразильской визой в Парагвай (без парагвайской визы) не пустят.

Бразильские пограничники расслабились, считая, что на автобусах из Бразилии в Парагвай и наоборот могут ездить только бразильцы и парагвайцы, весь автобус им проверять неохота, поэтому и пропускают они их через границу спокойно. Но что меня ждет на пограничном контроле в Парагвае – никому не известно. Поэтому, увидев, что автобус сделал остановку перед пропускным пунктом в Сьюдад-дель-Эсте, я немедленно вылез.

Стою я, значит, в Парагвае. Где-то далеко, где-то за рекой – "родная" Бразилия. Подваливают какие-то сомнительные личности, впаривают мне рекламу парагвайского гипермаркета электроники. Нет никакого желания им объяснять, что в этот магазин мне при всем желании не попасть, да и вообще меня сейчас беспокоит, как бы вернуться в Бразилию. Радостно киваю, забираю спам. Решаю, что раз в эту сторону автобус остановился, то должен он остановиться и в обратную. Однако, сколько раз в день он ходит?

Перехожу дорогу, и уже через минуту возле меня тормозит мотоциклист в зеленой униформе, и начинает настойчиво жестами подзывать меня. Что ему надо? Может, это представитель местной полиции (я же понятия не имею, как они выглядят, а раз я вроде как нарушаю закон, находясь здесь, то и в каждом встречном мне мерещится полицай). Подхожу. Оказывается, это местный таксист. Предлагает за 3 реала забросить меня на бразильскую сторону. Понимаю, что ждать автобус я могу очень долго, соглашаюсь, беру шлем, и сажусь за ним. Мчимся через мост.

На пропускном пункте пограничник нас тормозит. Его просто интересует содержимое моего рюкзачка. Получается, если бы я ехал на автобусе, это бы его в жизнь не заинтересовало, а на мотоциклах как раз и возят наркотики между странами. В ходе досмотра ничего запрещенного не найдено, но выясняется, что ни по-испански, ни по-португальски я не говорю. На всякий случай уточняет "Ты бразилец?" - "Нет, русский" - "Ну-ка, ну-ка, это уже интересней". Мотоциклист отходит в сторону, а пограничник начинает изучать мой паспорт.

Согласно штампам в паспорте, я сейчас нахожусь на бразильской территории, согласно реальности – въезжаю на нее. Пограничник вопросительно смотрит на меня. Начинаю на английском объяснять свою версию произошедшего. Пограничника она устраивает, и меня отпускают с миром.

Вновь сажусь на мотоцикл, и мы возвращаемся на дорогу, ведущую до гидроэлектростанции. "Здесь высадить?". А, думаю, чего уж там! Опять где-то искать остановку, ждать автобус, а график у меня сегодня очень плотный. Говорю "Вези меня до Итайпу". Едем по трассе минут 15. У какого-то контрольно-пропускного пункта в степи останавливаемся, типа, приехали. Взял с меня 20 реалов, ну так я и уехал в 10 раз дальше, чем мы договаривались изначально, поэтому спорить я не стал.

Понимаю, что от КПП к гидроэлектростанции должны ходить какие-то автобусы. Мысли осмотреться по сторонам и заметить, что справа от меня на здании написано "Visitors center", мне не приходит. А ведь именно оттуда, как оказалось позже, отправляются платные экскурсии на гидроэлектростанцию. Но, - график опять-таки плотный, осматриваться некогда, сотрудник КПП занят беседой с кем-то, прохожу в метрах 10 от них через этот КПП, туда, где стоят люди. А к этим людям как раз подъезжает автобус. Садимся все в него.

И тут я обращаю внимание, что все пассажиры, кроме меня, имеют бейджики на груди. Это меня слегка настораживает. Едем несколько минут. Наконец, замечаю что-то похожее на плотину. Однако автобус опять-таки едет не к ней, а поворачивает куда-то налево. Что за "детская болезнь левизны"? Тут какие-то товарищи просят остановить автобус, и я вылезаю вместе с ними. Автобус едет дальше, вышедшие товарищи идут скрываются в направлении каких-то построек, и я понимаю, что на громадной территории возле плотины ни души кроме меня.

А еще я понимаю, что ехал я на служебном автобусе, развозящем сотрудников по территории ГЭС. Но, раз уж я здесь, надо осматривать эту диковинку. Однако, плотинка кажется мне какой-то совсем маленькой. Не может быть, чтобы эта была вторая по размерам ГЭС в мире. В голову приходит бредовая мысль, что ГЭС имеет несколько каскадов, и то, что я вижу – это первый каскад, а где-то ниже по течению (как раз там, куда уехал автобус) есть еще одна, более крупная плотина. Однако подойдя к речке, убеждаюсь, что это невозможно.

Видимо, это и есть вторая ГЭС в мире, обеспечивающая 25% электроэнергии Бразилии и 96% электроэнергии Парагвая.

Направляюсь к плотине. Через несколько минут возле путника с фотоаппаратом на шее тормозит автомобиль с рейнджерами, охраняющими (видимо, не очень хорошо, раз уж я оказался и давно шляюсь здесь) территорию ГЭС.

Их первый вопрос мне непонятен, но вполне очевиден, касается цели моего пребывания здесь. Говорю "Визит" (про себя думаю "дружественный") и показываю на фотоаппарат. Спрашивают "По-португальски шпрехаешь? А хотя бы по-испански? Нет? Ну, садись в машину". Сажусь. Куда меня повезут? Будем надеяться, не в местную тюрьму.

Но дальнейшее превосходит все ожидания, оказывается, рейнджеры решили, что я отбился от организованной экскурсии, и привозят меня к месту проведения оной, к самой плотине. А там как раз автобус, туристы и гид. О чем говорят рейнджеры с гидом, догадываюсь по жестам.

- Ты его знаешь?
- Нет.
- Мы подобрали его вон там.
- Хм, интересно. По-английски говоришь? - обращается гид уже ко мне.
- Угу.
- Как ты попал туда?
- Я сел на какой-то автобус, он высадил меня там.
- Там? А что это за автобус? Экскурсионный? Ты покупал билет?
- Нет.
- Занятно. Блин, что с тобой делать? Ладно, присоединяйся к нашей экскурсии.
- Мне надо купить где-то билет?
- Наверное, уже нет. Все в порядке, - говорит гид рейнджерам, и они уезжают.

Я же фотографируюсь с плотиной, снимаю скульптуру робота возле ГЭС, и направляюсь в автобус. "Возле меня на первом ряду как раз место свободно", говорит гид. Экскурсия проводится на португальском языке, но мне гид отдельно, уже не в микрофон, переводит основные мысли на английский. Чем я заслужил столь высокой чести? Едем вдоль плотины в нижней ее части (там есть дорога) на другой берег. Из рассказа гида узнаю, что мы уже на территории Парагвая. Получается, два раза за день не по своей воле я оказался в этой стране, первый раз – незаконно, второй - бесплатно. А вы говорите: "Знание – сила!".

На этот раз в Парагвае я был совсем недолго, проехались чуток и возвращаемся обратно уже по верху плотину. Гид чего-то балаболит про водохранилище. Остановились, вышли из автобуса. Хочу сделать несколько снимков, но гид начинает персонально меня грузить какими-то цифрами – ширина и длина водохранилища, объем воды, протекающий в сутки через плотину. Это все мне жутко неинтересно, но приходится выслушать. Цифры, естественно, все равно ни одной не запомнил, запомнил только то, что большая часть плотины – не бетонная, а естественного происхождения.

Наконец, нас отвозят назад, в Visitors Center. Тут у меня возникает новая проблема, - пытаюсь выйти через турникет, а тетеньки на выходе спрашивают у меня билет. Не могут понять, как я сюда попал без билета. Приходится найти своего гида, он что-то объясняет тетенькам, и меня пропускают.

Выхожу на автобусную остановку. Мне надо ехать на автобусный терминал Фоз-ду-Игуасу, там рядом моя гостиница. Но два подошедших автобуса идут куда-то не туда.

Через полчаса приходит мой автобус. Едем в город. Вдруг, неожиданно для меня, автобус поворачивает направо, и я вижу, что мы вновь приближаемся к бразильскому пограничному пункту. У меня начинается истерический смех. Безусловно, за сегодняшний день я очень полюбил Парагвай, но побывать там три раза за день, пожалуй, слишком. Но здесь мы только подбираем пассажиров и возвращаемся на трассу.

Приехали на терминал. Узнаю, что отсюда же уходят автобусы до водопадов. Иду в отель за вещами, по пути захожу в интернет-кафе. В отеле отдыхаю минут 10, собираю вещи, и уже с ними отправляюсь на водопады. Сегодня мне еще предстоит сделать пару перелетов, а аэропорт находится недалеко от водопадов, поэтому возвращаться в отель смысла нет.

Сажусь в автобус, и за стандартных 2 реала доезжаю до национального парка Игуасу. Вход в парк стоит, кажется, 25 реалов. Кредитки здесь принимают, но моей в очередной "не везет" (забегая вперед, скажу, что своей Визой я так и не смог расплатиться нигде в Бразилии). Большой рюкзак хочу оставить в камере хранения. Жетон для нее нужно покупать почему-то надо в магазине сувениров. Налегке сажусь в автобус, который еще 10-15 минут идет до водопадов.

С бразильской стороны водопады видны не так близко, зато виды более панорамные.
Примерно за полчаса добираюсь до "глотки дьявола". По пути встречаю представителей фауны.
Глотка дьявола, конечно, впечатляет.
Поднимаюсь наверх.
Пора отправляться в аэропорт. Автобус довозит меня до выхода из национального парка, а маршрут городского автобуса лежит через аэропорт.

Сегодня мне предстоит путь на север, к берегам Амазонки, в город Манаус. Незадолго до покупки авиабилета я прочел, что бразильским авиакомпаниям свойственно основательно задерживать свои рейсы. Прямого рейса из Фоз-ду-Игуасу до Манауса нет, но ничто не помешало мне купить билет компании TAM с двумя пересадками и разницей между рейсами в три часа. Первый мой самолет летит в Куритибу.

В самолете первым делом смотрю на речку Парану, а затем в путеводителе интересуюсь, чем же знаменит город Куритиба. Оказывается, здесь самые вежливые в Бразилии водители автобусов! Проверить их вежливость на себе мне, к сожалению, не удалось, но главная достопримечательность Куритибы все же связана с автобусами.

Но об этом позже, а пока мы приземлились в Куритибе, и я в мучительных раздумьях, посетить мне этот город или переждать три часа до следующего рейса в аэропорту? Регистрация на рейс у меня уже есть, и я принимаю авантюрное решение ехать в город. Тут-то я и знакомлюсь с главной достопримечательностью – автобусными остановками и способом попасть в автобус.

В цилиндрической остановке стоит турникет и сидит кондуктор, принимающий плату за проезд. Когда подходит автобус, на остановке открываются двери, из автобуса вываливается трап, и можно выходить-заходить.
Минут за 40 автобус довез меня примерно до центра города. Я узнал, что следующий автобус в направлении "назад" придет через 20 минут и решил прогуляться по окрестностям, обойдя какой-то квартал по квадрату.

Однако, когда минут 13 прошло, а мой квадрат по идее должен был замкнуться, я понял, что не узнаю этой местности. Времени искать, где я оказался и куда идти дальше не было, и я со скоростью ветра побежал назад по тому же квадрату. А автобусы здесь ходят практически по расписанию. Успел. Сажусь в автобус, отъезжаем 300 метров, и случается то, чего я боялся больше всего, решаясь на авантюру, – мы попадаем в пробку.

До вылета – час сорок. Двадцать минут ползем в пробке. В это время замечаю зеленую статую с факелом в руке.Ба, да это же статуя свободы! А что она здесь делает? Привезли на экскурсию? Но разбираться с этим некогда, ибо пробку мы преодолеваем, и по расписанию (умеют же!), за час до моего вылета приезжаем в аэропорт.

В аэропорту раза три меняют номер выхода на мой рейс. Португальского я не знаю, поэтому объявления по громкой связи не понимаю, и приходится внимательно следить за табло. Но вот, наконец, приглашают на посадку.

 Лечу в Сан-Паулу. Здесь поездка в город для меня уже не авантюра, а самоубийство. Ужинаю в аэропорту, и начинаю искать в громадном здании свой выход на посадку. Выясняется, что он почему-то в зоне международных вылетов, а значит, мне предстоит пройти громадную очередь в зону таможенного досмотра и паспортного контроля.

В очереди до входа в зону провожу минут 40. Таким образом, желающие улететь международным рейсом из Сан-Паулу, – имейте в виду, на посадке вы потратите много времени, так что приходите на посадку заранее. Уже на входе в зону интересуюсь у служащего, зачем мне на внутреннем рейсе проходить таможню и паспортный контроль.

Он объясняет, что мой рейс дальше летит в Каракас, и что для меня эта процедура формальность. И действительно, мне с моим посадочным талоном дальше уделяют меньше внимания, чем другим пассажирам. Забираюсь в самолет, …и на этом 5 января заканчивается.


Евгений Лавров

фото автора

продолжение следует

 

Читайте полную версию на сайте