АвтоВАЗ заехал в тупик - сокращения неизбежны
Сейчас предприятие работает в режиме неполной рабочей недели. Многие эксперты полагают, что увольнения - единственный выход для АвтоВАЗа решить проблему убыточности производства.
АвтоВАЗ снова заехал в тупик: несмотря на нелюбовь руководства завода к частым публикациям в СМИ о судьбе предприятия, к концу недели вазовское будущее вновь привлекло внимание журналистов. Уже не первый раз появилась информация, что завод планирует массовые сокращения. До пяти тысяч сотрудников могут остаться без работы. Судьбу автогиганта обсуждали на уровне областного правительства, и некоторые эксперты признавали, что если уровень продаж АвтоВАЗа останется на прежнем уровне, то увольнения станут единственным выходом для менеджмента хоть как-то привести дела в порядок.
“Цифры, конечно, очень серьезные, они вызывают большую тревогу. В городе среди работников АвтоВАЗа. Но если говорить о том, что сейчас производство упало в два раза, то не требуется такого количества людей, которое сейчас работает на АвтоВАЗе, для выпуска такого небольшого количества автомобилей. Поэтому это очень серьезная проблема, но если мы говорим о том, что АвтоВАЗ должен продолжать работать, то издержки должны сокращаться, иначе просто не возможно окупать производство автомобилей”, - утверждает Сергей Удалов, заместитель директора аналитического агентства "Автостат''.
Официально в дирекции предприятия слухи о сокращениях не подтверждают. Скорее, наоборот, там напоминают о том, что завод работает по неполной рабочей неделе с фактической оплатой за отработанные часы, и именно эта схема была выбрана ради того, чтобы избежать сокращений. Но вечно так продолжаться не может, и ряд источников уверяет - настало время для так называемой оптимизации кадров. Она может начаться уже в понедельник.
С другой стороны, никаких документальных подтверждений тому нет. Юридически ничто не предвещает сокращений. Как пояснил Петр Золотарев, лидер независимого профсоюза "Единство", завод обязан уведомлять о подобном заранее.
“Это пока слухи о том, что планируются сокращения. В количествах и 30, и 5 тысяч, эти слухи ходят уже давно, но никаких документов в профсоюз АвтоВАЗ не присылал, а по закону они обязаны за три месяца до увольнения работника по сокращению штатов, сообщить профсоюзному органу о планируемом сокращении”, - поясняет Золотарев.
Но, несмотря на такую уверенность, в профсоюзе не дают стопроцентной гарантии, понимая, что они для руководства завода лишь неприятная помеха. Там уже пытались уволить сотрудников комбината общественного питания из числа профсоюзных активистов, правда, это не удалось. Но и теперь можно ждать чего угодно, признает Петр Золотарев
“На АвтоВАЗе возможно все, с недавних пор это предприятие стало закрытым, не только информационно. Даже меня не пускают на завод, чтобы я мог проходить на рабочие места. Это государство в государстве. Они сами там что-то придумывают, сами решают, увольняют, закрывают, не платят и так далее. Это все возможно. Но я думаю, что если они так сделают, то вызовут гнев и социальный взрыв - это стотысячный коллектив”, - считает лидер профсоюза.
Как многие полагают, сокращение не обязательно будет выглядеть, как массовое увольнение персонала. Не исключено, что его завуалируют под выход на пенсию тех, кто подходит по возрасту. Так уже происходило в вазовской истории, напоминает Сергей Удалов.
“В свое время, когда было достаточно сложное положение на АвтоВАЗе, тогда был предложен такой вариант, что работникам, которые должны были выходить на пенсию, предлагалось дополнительное выходное пособие, и они спокойно уходили. Я думаю, что сейчас какие-то подобные вещи могут предпринять, чтобы люди ушли, но сейчас момент достаточно сложный”, - говорит Удалов.
Подобные схемы в кризисный период для любого предприятия весьма выгодны. Речь не только о выводе на пенсию части сотрудников. Здесь могут быть и другие пути. К примеру, не так давно на заводе объясняли сокращение двух тысяч своих людей тем, что комбинат общественного питания был переведен под юрисдикцию другой компании. Это тоже способ избавиться от персонала без серьезных социальных последствий. Артем Лаврищев, аналитик "КИТ Финанс'', признавая, что АвтоВАЗ не способен тянуть за собой такое количество сотрудников, не исключает применения подобной схемы.
“Наверняка есть разные варианты, потому что многие компании используют разные схемы по переводу в другое юридическое лицо, не сокращение, а оптимизация численности персонала, но по какой схеме это будет происходить пока неизвестно’’, - утверждает Лаврищев.
Цифра, которую сейчас приводят многие СМИ - пять тысяч сотрудников, достаточно велика, и трудно сказать, откуда на заводе найдут столько пенсионеров, чтобы сократить их, и куда переведут такое количество людей, если им будут менять место работы. С другой стороны, не исключено, что слухи о массовых сокращениях преувеличены. Этим летом уже говорили о гораздо большем сокращении - до 30 тысяч. Но позднее информацию опровергли, цифру увольнений снизили в 20 раз. Вполне возможно, что и теперь сокращения будут меньшими, чем об этом говорят, но практически никто уже не сомневается в том, что это неизбежно. А неясности вокруг будущего завода добавляет лишь абсолютная закрытость руководителей и тайна, которую они хранят относительно своих планов. Не только средства массовой информации, но и профсоюзы, среди которых много сотрудников предприятия, как правило, понятия не имеют о том, чего ждать от менеджеров крупнейшего автозавода страны.