Под Петербургом разрушается «восьмое чудо света»
Как рассказывают корреспонденты "Первого канала", подобраться к самой ванне непросто. Входы-выходы заложены кирпичами, а над головой - остатки строительных лесов.
Ванну высек 200 лет назад знаменитый петербургский каменотес Самсон Суханов из цельного куска финского гранита весом в 160 тонн . Заказ Александра был готов только при Николае - работы продолжались целых шесть лет. Еще десять лет мастера шлифовали готовое изделие.
"Царь-ванну" называли восьмым чудом света. Говорили, что со времен египетских ничего подобного не делали из гранита", - утверждает старший научный сотрудник Надежда Корнилова.
Это не ванна, а целый бассейн. Почти двухметровая глубина, пять метров в диаметре. Но прислуга такими размерами вряд ли была довольна. Наливать сюда воду - а это почти 40 тонн, и, самое главное - вычерпывать ее после купания - приходилось, судя по всему, ведрами. Стока, как у обычной ванны, здесь нет.
Зато был подогрев, уверяют исследователи. Но в подземелье под ванной ни труб, ни печей, только остатки крохотного очага - нагреть таким огромную чашу едва ли было возможно.
"На уровне с ванной было бы намного удобнее топить и заливать воду. А, может быть, ее просто наливали, не топили, и она нагревалась за счет жаркого лета", - отметил руководитель археологического клуба Всеволод Пежимский.
Как на самом деле функционировал ванный павильон, и купался ли в нем кто-то, можно только догадываться.
Разрушенный дворец с ванной принадлежит городу, но до реставрации дело пока не дошло. Инвесторы предлагают построить на территории Баболовского парка гольф-клуб и спа-салон, и считают "Царь-ванну" лучшей рекламой.
"Там будет спа-салон? Это же смешно! Чтобы горячую воду туда залить и разрушить ее окончательно?", - возмущается председатель Пушкинского филиала Всероссийского общества охраны памятников Галина Груздева.
Пока идут земельные споры, ванна остается бесхозной. О ней по-прежнему знают лишь единицы - но все они при случае норовят здесь выпить и проверить раритет на прочность. Использовать сантехническое чудо по назначению, как ванну, или восторгаться им, как объектом искусства, начнут, видимо, еще очень не скоро.