Алтайские спасатели - о трагедии на Саяно-Шушенской ГЭС

24 августа алтайские спасатели прилетели в Барнаул из Хакасии, где участвовали в аварийно-спасательных работах на Саяно-Шушенской ГЭС. На встрече с журналистами руководители спасательных подразделений рассказали подробности своего пребывания на месте трагедии, - сообщает "Вечерний Барнаул".

18 августа в 5.30 утра поступил приказ из Министерства – оправить 130 человек из Алтайского края для проведения аварийно-спасательных работ. На следующий день, собрав высококвалифицированную команду, в шесть часов вечера наши ребята вылетели в Абакан, откуда  наземным транспортом были доставлены до места аварии. Здесь каждое подразделение приступило к своему делу. Психологи общались с семьями пострадавших, пожарные занимались разбором завалов, а спасательные службы искали людей.

Работать было сложно всем.

– По прибытии на место нас сразу определили в сибирскую региональную службу, – вспоминает начальник поисково-спасательного подразделения водолазных работ Западно-Сибирского поисково-спасательного отряда им. В.В. Зюкова Виталий АКСЁНОВ. – Первая задача: надо было закрыть шандоры (большие задвижки), чтобы не поступала вода. Эта работа усложнялась сильным течением и ограниченной видимостью из-за масла, перемешанного с водой. Потом мы перешли на пост к абаканцам. Они делали попытки найти помещения, не до конца затопленные водой. Но эти работы пришлось быстро свернуть, потому что даже водолазам угрожала огромная опасность. Там такие завалы, что если хоть что-то упадет, то потянет за собой и все остальное.

После того как начали работать насосы, вода стала интенсивно убывать. Водолазы заходили на уровни уже без дыхательных аппаратов и поднимали тела погибших наверх. Совместно со специалистами из других регионов спасатели из Алтайского края обнаружили и извлекли из-под завалов тела 30 погибших. По словам Виталия Аксёнова, в первые дни, пока велись водолазные спуски, команда надеялась найти живых. Но потом поняли, что это было бы просто невероятным чудом:

Неприятные чувства всегда есть, но стараешься отключаться от эмоций. Там это было невозможно. Я встретил спасателя у которого под завалом был родственник. Когда видишь людское горе, то вся картина предстает перед тобой гораздо чувствительнее.

Из-за токсичности воды водолазы получали отравления. Тем, кто отработал больше всех, ставили капельницы. Гидрокостюмы в буквальном смысле разваливались по частям и были непригодны для дальнейшей эксплуатации.

Четвероногие получили серьезные травмы

Пожалуй, больше всех травм из спасателей получили собаки кинологической службы. Из десяти четвероногих трое были из Барнаула.

Когда спадала вода, то все масло как раз оставалось на поверхности. Человеку тяжело передвигаться, он за конструкции хватается, а собаке и вовсе. Скользя, они получали серьезные порезы лап. К тому же масло давало собакам ощущение, что это земля. Они прыгали, проваливались и глотали воду. Две красноярских собаки даже были госпитализированы из-за серьезных отравлений, – рассказал исполняющий обязанности начальника кинологического поисково-спасательного подразделения Западно-Сибирского поисково-спасательного отряда им. В.В. Зюкова Сергей ЧЕРКАСОВ.

Как сказать, что папа погиб?

В аварийно-спасательных работах на Саяно-Шушенской ГЭС приняла участие и женщина из Барнаула – психолог-инспектор отдела воспитательной работы и психологического обеспечения, капитан внутренней службы Ольга ДЫДИНА. Она помогала организовывать работу с населением – сопровождала семьи на опознание погибших, на похороны и пыталась успокаивать тех, кто искал виноватых.

Как сказать ребенку, что папа погиб? Как успокоить женщин, которые утром проводили своих мужей на работу, а сейчас вынуждены смотреть на заколоченные гробы? Приходилось искать всевозможные слова поддержки, но и этого было мало. С теми, кто совсем впадал в истерику, работала медицинская бригада психологической помощи, – рассказала Ольга Дыдина.

Человеческий фактор есть

Комментировать причины техногенной катастрофы спасатели не стали. Но начальник Отряда ГПС МЧС России по Алтайскому краю, полковник внутренней службы Андрей КОСТЕНКО все же добавил:

В любой техногенной ситуации всегда присутствует человеческий фактор. Вывод – на сегодняшний день нужно больше внимания уделять технике безопасности.

Полковник Костенко признался, что на месте аварии как никогда понимаешь слова: "Горе объединяет". Он отметил, что сотрудники ГЭС выходили на работу, и никто не спрашивал о зарплате, а жители села всячески помогали продуктами, не беря взамен денег.

Спасатели Западно-Сибирского поисково-спасательного отряда принимали участие в разборе завалов и поиске пострадавших в машинном зале и на территории девятого энергоблока, водолазы поисково-спасательного отряда вели поисковые работы на нижних затопленных уровнях гигантской ГЭС. Наши спасатели планировали пробыть на месте аварии до 1 сентября, но из-за отсутствия первоначального объема работ было нецелесообразным держать там такое большое количество людей, поэтому 24 августа сотрудники МЧС вернулись домой. На момент убытия наших спасателей было найдено 69 тел погибших. Сегодня эта цифра уже возросла.

Читайте полную версию на сайте