Легенды Барнаула: котел для миноносца греет город
В рамках проекта "Легенды Барнаула", сегодня, 10 августа, предлагаем читателям amic.ru ознакомиться с рассказом о легендарном котле, который греет Барнаул.
На одной из старейших ТЭЦ Барнаула находится паровой котел, предназначенный для военного корабля и привезенный в 1946 году из Америки, об этом сообщил горожанин Андрей. Чтобы проверить эту информацию, корреспонденты "Вечернего Барнаула" отправились в котлотурбинный цех ТЭЦ–1.
Приказ о строительстве в нашем городе ТЭЦ-1 был подписан Глебом Максимилиановичем Кржижановским, известным соратником Ленина. А уже в 1936 году станция заработала.
– Теплоэлектростанция строилась для электро- и теплоснабжения Барнаульского меланжевого комбината, первенца текстильной промышленности нашего города, – рассказывает начальник котлотурбинного цеха ТЭЦ-1 Александр Назьмов. – Первоначально проект предусматривал установку на ТЭЦ двух турбин по 6000 кВт, три котла производительностью 20-25 т в час и два котла с пылеугольными топками. С годами станция наращивала мощности, а перед войной началось строительство главного корпуса.
Все изменилось в годы Великой Отечественной войны, когда в Барнаул были эвакуированы сразу несколько промышленных предприятий из западной части Советского Союза. Тогда проектная мощность станции была увеличена в три раза, с 12 000 до 36 000 кВт. В тяжелые для страны годы на предприятии в основном работали женщины-энергетики и те мужчины, что остались в тылу. Сегодня имена этих самоотверженных людей занесены в летопись предприятия и данные о них бережно хранятся в музее.
– У нас не хватало как электрической, так и паровой мощности, и наша станция, единственная на тот момент работающая в Барнауле, была включена в перечень стратегических объектов Советского Союза, тем самым получала помощь по увеличению мощностей, – продолжает Александр Владимирович. – И в 1946 году по ленд-лизу мы получили из штата Огайо паровой котел. Дело в том, что предприятие "Бобкок Вилькокс" в г. Бербетон США, где и был изготовлен котел, занималось производством оборудования для военно-морского флота. Подобные котлы делали также и для американских миноносцев.
Сделанный в 1943 году котел в разобранном виде по железной дороге отправился в далекий Барнаул. В 1946 году работники завода его смонтировали и запустили в работу.
– По характеристикам он практически ничем не отличается от остальных, кстати, на тот момент у нас их было установлено шесть, – продолжает Назьмов. – Только вот он более компактен, потому что делался под корабль, да и удельная мощность у него сильнее, чем у обычного парового.
Большая махина с черными трубками, лесенками и кранами – вот так выглядит котел снаружи, а занимает он территорию как пятиэтажный дом: такой высоты, и 17 метров в длину. Кстати, этой махиной с легкостью управляет один рабочий. "Посмотрите, по сравнению с соседним котлом он чуточку меньше, а по техническим характеристикам такой же, – показал "американского гостя" заместитель начальника КТЦ Геннадий Соколов. – В прошлом году он был поставлен в резерв, но это не значит, что он нерабочий. Вовсе нет! Просто не все машины сегодня используются одновременно, но если возникнет необходимость, то котел обязательно будет использован в работе".
Сегодня ТЭЦ-1 снабжает теплом и электричеством население поселка Восточного, вагоноремонтный завод, хлебокомбинат № 1 и "Сибэнергомаш".