ФАС России отвечает, почему выросли цены на заправках
Кроме того, как уже сообщала пресс-служба УФАС по Алтайскому краю, совсем недавно Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в г. Тюмени отказал в удовлетворении кассационной жалобы ОАО "Газпромнефть-Алтай" и ОАО НК "Роснефть - Алтайнефтепродукт". Эта жалоба была последней возможностью двух компаний избежать уплаты административного штрафа, который Алтайское краевое УФАС наложило на них за нарушение антимонопольного законодательства. Однако суд поддержал антимонопольную службу, и теперь компаниям придется заплатить штраф, размер которого в общей сложности превышает пять миллионов рублей.
"Однако, несмотря на уже полученные штрафы и на перспективы новых санкций, цена на бензин в стране и регионе не снижается. В связи с этим в управление ФАС по Алтайскому краю поступают многочисленные письменные и устные обращения граждан, то же самое происходит и в других регионах страны. Для разъяснения ситуации и своих дальнейших действий по ее исправлению ФАС России подготовила официальную информацию – ответы на наиболее часто задаваемые вопросы", - пояснили ИА "Амител" в пресс-службе алтайского отделения ФАС.
Предлагаем читателям amic.ru с ней ознакомиться:
Вопрос: Почему государство не регулирует цены на такой социально значимый продукт, как бензин?
- Действующими законами Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты, и цены на указанные товары должны формироваться на основе рыночного механизма конкуренции.
Вопрос: Россия добывает нефть. Почему во многих странах, например, в США цены на бензин ниже, хотя эти страны импортируют нефть?
- Практически на всех территориях России уровень конкуренции в сфере реализации нефтепродуктов недостаточен, поскольку рынки (в первую очередь – оптовые) в той или иной степени контролируются крупнейшими российскими вертикальноинтегрированными нефтяными компаниями – т.н. ВИНКами и их дочерними структурами. Все крупнейшие из ныне действующих нефтеперерабатывающих заводов были построены еще в период плановой экономики в привязке к определенным нефтедобывающим мощностям и для обеспечения нефтепродуктами определенных территорий.
Развитию конкуренции препятствует дефицит нефтеперерабатывающих мощностей и нефтехранилищ, высокие экономические и административные барьеры, затрудняющие появление на рынках новых игроков (стоимость строительства нефтеперерабатывающих заводов и нефтебаз, жесткие требования земельного и природоохранного законодательства).
Вопрос: Почему в последнее время выросли цены на заправках? Как ФАС России планирует действовать в сложившейся ситуации?
- Сегодня на розничных ценах на топливо отражается произошедший в мае-июне всплеск оптовых цен, поскольку происходит реализация продукции, закупленной по завышенным ценам.
Первое повышение нефтяными компаниями в январе-феврале 2009 года оптовых цен на нефтепродукты (наряду с иными факторами) привело к замедлению снижения цен на нефтепродукты в рознице, а второе повышение нефтяными компаниями в мае-июне 2009 года оптовых цен – к росту розничных цен на нефтепродукты. При этом доходность розничной реализации автомобильного топлива в период с января по июль 2009 года существенно снизилась – например, по бензину АИ-92 розничная наценка в среднем по России снизилась с 6 рублей 91 копейки с литра до 1 рубля 5 копеек.
В случае выявления необоснованного роста цен на региональных оптовых и розничных рынках, территориальные управления ФАС России также возбуждают дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении продавцов, реализующих нефтепродукты в опте, мелком опте и рознице.
В настоящее время Федеральная антимонопольная служба установила, что крупнейшие вертикальноинтегрированные нефтяные компании в январе-феврале и в мае-июне 2009 года искусственно создали на оптовом рынке автомобильного топлива дефицит и спровоцировали ажиотажный спрос со стороны перепродавцов автомобильного топлива, что привело к резкому и практически единовременному повышению оптовых цен и явилось причиной роста розничных цен в регионах Российской Федерации.
ФАС России квалифицировала указанные действия крупнейших нефтяных компаний - ОАО "Лукойл", ОАО "НК Роснефть", ОАО "ТНК-ВР Холдинг" и ОАО "Газпром нефть" - как очередные нарушения статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции". В настоящий момент уже приняты решения о признании ОАО "НК Роснефть", ОАО "ТНК-ВР Холдинг" и ОАО "Газпром нефть" нарушившими антимонопольное законодательство в первую половину 2009 года, компании будут привлечены к административной ответственности с учетом повторного совершения нарушения законодательства.
Вопрос: Какие рыночные факторы оказывают влияние на стоимость топлива?
- При оценке обоснованности уровня цен на автомобильное топливо необходимо также обратить внимание на следующие объективные обстоятельства:
При сопоставлении динамики цен на нефтепродукты с уровнем падения мировых цен на нефть нельзя не учитывать изменения курса российской валюты и установленную величину вывозной пошлины, поскольку цена нефти на внутреннем рынке формируется на основе мировых цен.
Существенное влияние на ценообразование оказывают также европейские цены на нефтепродукты – производители могут выбирать между поставкой на внутренний рынок и экспортом, и в случае превышения потенциальной доходности экспорта, предложение нефтепродуктов на внутреннем рынке уменьшается, что приводит к росту цен.
Вопрос: Какие полномочия есть у ФАС России для пресечения нарушений на рынке топлива?
- ФАС России и ее территориальные органы проводят постоянный мониторинг состояния оптовых и розничных рынков нефтепродуктов и уровня цен в регионах.
ФАС России, действуя на основе Федерального закона "О защите конкуренции", пресекает злоупотребления со стороны монополистов (хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара). Нарушения в первую очередь выражаются в установлении монопольно высоких цен на нефтепродукты в оптовом и розничном звене. В указанных случаях ФАС России вынужденно вмешивается в процессы ценообразования на монополизированных оптовых и розничных рынках нефтепродуктов.
В соответствии со своими полномочиями, на основании норм Федерального Закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ "О защите конкуренции", при выявлении факта ценового сговора, установления монопольно высоких цен или иных злоупотреблений доминирующим положением и наличии надлежащих доказательств, Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные управления выносят предписания об устранении нарушений и совершении действий, направленных на развитие конкуренции и налагают на нарушителей административные штрафы, размер которых рассчитывается в процентах от годового оборота компании.
Вопрос: Что уже сделано для борьбы с монополистами?
ОАО "ТНК-ВР Холдинг" - 1 112 448 795,36 рублей,
ОАО "Газпром нефть" - 1 356 560 819,53 рублей,
ОАО "ЛУКОЙЛ" - 1 443 072 960,13 рублей,
ОАО "НК "Роснефть" - 1 508 688 396,37 рублей
По делам в регионах совокупный размер штрафов приближается к 1,5 млрд. рублей.
Кроме того, законность и обоснованность решений антимонопольных органов во многих случаях подтверждаются судами, порядка 10 решений уже прошли три судебные инстанции, десятки других – арбитражными и апелляционными судами.
Вопрос: Где можно получить информацию о ситуации на рынке бензина в моем регионе?
- Учитывая, что тенденции по изменению цен на топливо в регионах России носят схожий характер, ФАС России размещает на своем сайте материалы о ситуации на рынках нефтепродуктов, возбужденных делах и принятых решениях, а также на сайтах соответствующих территориальных управлений (адреса и контакты можно найти на fas.gov.ru, раздел "О ФАС России", далее "Территориальные органы ФАС России").