«Надежная бизнес-блондинка ищет помощника! Зарплата - полмиллиона рублей!»

Надежная бизнес-блондинка ищет помощника! Зарплата - полмиллиона рублей!": завлекательные объявления о приеме на работу сбивают уволенных в кризис с толку. Подробности на примере столичного рынка труда выяснял журналист газеты "Комсомольская правда" Олег Ушаков.

С начала года число безработных в Москве выросло вдвое. А тут куда ни сунься - всюду заманчивые предложения. "Очаровательная женщина-руководитель приглашает сотрудников по различным направлениям. З/п 80 000 - 120 000 рублей", - читаю в газете объявлений.

"Руководителю в офис срочно требуется Овен или Козерог от 30 лет с деловой хваткой" - пестрел рекламой вагон метро.

"Мужчины! Только для вас!!! Надежная бизнес-блондинка возьмет в команду. Доход до 520 000 рублей". - Хмурый мужчина раздавал листовки у выхода из метро.

Работать бок о бок с бизнес-блондинкой - что может быть увлекательнее?!

"КТО ХОЗЯИН ВАШЕЙ СУДЬБЫ?"

Однако вопреки ожиданиям вместо шикарного офиса с евроремонтом и очаровательной блондинкой по указанному адресу меня ждали полуподвальное помещение с гниловатым запахом и толстый брюнет в потрепанном костюме.

- В наше время стыдно быть бедным, - менторским тоном говорил он собравшимся на собеседование, на которое пришел далеко не я один. - Всегда есть возможность зарабатывать и быть успешным. А если вас уволили, не надо вешать всех собак на вашего начальника. Не он в этом виноват...

- А кто же? - раздалось из толпы.

- Да вы сами во всем виноваты! Кто хозяин вашей судьбы? Вот конкретно вы. - Оратор направил указательный палец на одну из слушательниц. - Кто распоряжается вашей судьбой, вы или ваш начальник?

- Я... я сама, - покорно ответила какая-то женщина.

Мужчина довольно улыбнулся, приоткрыв ряд позолоченных зубов, и закрыл волнующую тему разговора - начал травить анекдоты.

На этом предварительное собеседование было исчерпано. Немного погодя меня привели в главную аудиторию и усадили за стол напротив молоденькой девушки.

- Вам так повезло! - скороговоркой сказала она. - Вам выпал шанс организовать свою бизнес-структуру и заработать столько денег, сколько вам и не снилось. Меня зовут Елена, я буду вашим наставником и помогу освоиться в новом коллективе. Сегодня мы сообщим вам, подходите ли вы для работы в нашем бизнес-центре.

Заметив мое недоумение, Елена пододвинулась ко мне поближе и заговорщическим тоном добавила:

- Завтра пройдет семинар для новичков - и вам все станет понятно. Мы сработаемся!

Вечером в тот же день мой куратор позвонила и торжественно объявила, что я принят на работу.

КУПИ МЫЛО С МУРАВЬЕМ - ПОЛУЧИ ДОХОД РУБЛЕМ

Мое знакомство с транснациональным гигантом, продающим чудо-лекарства, и принципами работы в сетевом маркетинге проходило на подготовительных курсах начинающих дистрибьюторов.

 Нас, 15 "везунчиков", которым посчастливилось оказаться "в нужном месте в нужное время", посадили в душную аудиторию бизнес-центра. Коллектив новобранцев подобрался разношерстный: помимо меня, пятеро пенсионеров, студентка, четверо безработных, отставной майор милиции, три домохозяйки. Но цель у всех общая - заработать хоть немного денег.

Стены аудитории увешаны гигантскими изображениями знака евро и раскидистых деревьев со стодолларовыми купюрами вместо листьев. Стол рядом с грифельной доской уставлен фотографиями улыбающихся людей на фоне шикарных машин и самолетов. Вскоре перед нами появился широкоплечий, коренастый лектор Петр Николаевич и на протяжении нескольких часов рисовал радужную картину нашего будущего.

- Вам выпал шанс стать независимыми распространителями уникальной продукции, - соловьем заливался Петр Николаевич, - создать свою сеть дистрибьюторов и получать комиссионные. Чем больше закупите и продадите - тем больше заработаете! За полтора месяца работы вы можете получить статус дистрибьютора с пятью звездами и получать зарплату от $2500 до $4000. Год работы принесет вам минимальный доход в $20 000 и почетное звание "Золотого льва"...

- А вы не сетевым маркетингом предлагаете нам заняться? - забеспокоился безработный инженер-механик.

- Это что-то вроде "Гербалайфа"? - поддержала инженера робкая студентка-геодезист. - Моя знакомая 6 семинаров отсидела, им так же красиво все рассказывали, а потом все ноги в кровь разбила: косметику знакомым впаривала - и никаких результатов.

- Наш бизнес с человеческим лицом, в рамках права и морали, -  отрезал Петр Николаевич.

Оказалось, то, что мы должны продавать, - небезызвестные биологически активные добавки - БАДы. А еще магические карандаши, снимающие воспаление и боль, капсулы с муравьем, эффективные при лечении ревматизма, мыло для увеличения груди и другие "достижения" древней китайской медицины. После рекламной паузы Петр Николаевич приступил к "десерту". Примерно через шесть лет служения компании независимо от возраста вы можете заслужить пожизненную пенсию в размере $25 000.

Петр Николаевич говорил медленно и солидно, восхищенные пенсионеры не сводили с него глаз. Женщины преклонных лет то удивленно охали, то недоверчиво хмурились, но все равно слушали как заколдованные. Когда же речь зашла о ценных подарках, ожидающих почетных сотрудников фирмы, оживилась уже мужская часть слушателей. Каждый год, по словам Петра Николаевича, президент компании жалует лучшим своим работникам BMW, самолеты Cessna и коттеджи на Можайском шоссе. Двое безработных сразу же вступили в спор относительно модели машины, третий осведомился, где и за сколько можно продать самолет. На вопрос недоверчивой студентки "И это все возможно?" - Петр Николаевич с достоинством ответил:

- У нас все возможно. Мы работаем волшебниками и даем вам шанс стать реально успешными.

11 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ ЗА ИНФОРМАЦИЮ

Последующие семинары проходили в том же духе: лекторы забивали нам головы заоблачными карьерными высотами, а мы пребывали в состоянии полного неведения насчет того, чем же мы конкретно будем заниматься. На предпоследнее занятие явились только пятеро. А все, что мне удалось вытянуть из моего наставника, сводится буквально к следующему: покупаешь товар (за него надо сразу выложить 11 тысяч рублей, но его даже не дадут на руки), впариваешь информацию о нем своим близким и знакомым, получаешь проценты с их покупок или формируешь сеть из дистрибьюторов (ну типа таких же лохов, как и я) второго уровня. Такой вот нехитрый бизнес.

Для чистоты эксперимента я попробовал устроиться и по другим не менее заманчивым газетным предложениям. И везде одно и то же. Вместо обворожительных бизнес-блондинок - тонкие психологи, подлавливающие на желании легко и быстро заработать. Вместо реальной работы - предложение впаривать людям за безумные деньги не менее безумные чудо-товары. Короче, из 20 (!!!) газетных объявлений о работе - ни одно в реальности не оказалось несетевым маркетингом.

- Везде можно встретить объявления о выгодной, легкой работе с зарплатой от $2000 до 4000, - говорит Сергей Смирнов, директор Института социальной политики Высшей школы экономики. -  Не верьте этому, вас обязательно кинут. Тем не менее россияне продолжают попадаться на эти уловки. Как бы банально это ни звучало, но бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ-ДУРИЛКУ

Обратите внимание: во всех объявлениях обертка разная, но начинка та же.

1. Вам обещают зарплату с огромным количеством нулей, но должность и требования к соискателю конкретно не названы.

2. Объявление составлено с ошибками, без указания адреса электронной почты или факса для приема резюме.

КОММЕНТАРИИ ПСИХОЛОГА...

Дмитрий КЛЕВЦОВ, врач-психотерапевт:

- Люди ведутся на сетевой маркетинг, потому что у многих есть долги по кредитам. И они хотят быстренько получить большие деньги, чтобы сразу все покрыть. Но я рекомендую им настроиться на длительные выплаты. Быстренько разбогатеть сейчас невозможно. Поэтому нельзя бросаться на сомнительные объявления. Работа, где доход зависит от процента с продаж, во время кризиса не выживает. Сейчас лучше искать работу в бюджетных организациях. Пусть она будет приносить небольшие деньги, зато стабильно. Госпредприятие, если оно существует давно (больше 10 лет), точно не закроется.

...ЮРИСТА...

Александр ДОБРОВИНСКИЙ, адвокат:

- Этот вид бизнеса успешно работает по всему миру. Он в принципе законен. В странах развитого капитализма по этому принципу выстраиваются даже крупные компании с многомиллиардными оборотами. Дистрибьюторами чаще всего выступают домохозяйки и безработные. Им просто хочется или нужно что-то делать. С одной стороны, в период кризиса сетевой маркетинг - это спасение. Можно что-то кому-то продать. С другой стороны, это шаг в безысходность. Можно лишиться последних денег.

...И CПЕЦИАЛИСТА ПО КАДРАМ

Наталья ГОЛОВАНОВА, глава аналитического отдела портала SuperJob.ru:

- Люди перестают реагировать на газетные объявления. Исключение составляют лишь пожилые и одинокие люди. На них в большинстве своем и рассчитывают мошенники. Сейчас самый эффективный способ поиска работы - в Интернете. Часто дети помогают своим родителям размещать резюме в Сети. Для этого лучше всего обращаться к крупным рекрутинговым порталам. Наша задача - познакомить работодателя и соискателя. При этом мы тщательно проверяем и вылавливаем работодателей, которые занимаются сетевым маркетингом и другими сомнительными вещами.

СОВЕТЫ "КП"

Поиск работы всегда лучше начинать с опроса родственников, друзей и знакомых.

Есть смысл воспользоваться крупными сайтами по поиску работы, а также самостоятельно отправить резюме в те компании, где вы хотели бы трудиться.

Биржа труда хорошо подходит как запасной вариант и поддержка. Там же можно бесплатно получить дополнительные навыки.

Если у вас большой опыт работы и высокая квалификация, стоит обратиться в частные агентства по подбору персонала. Деньги там берут с работодателей, а не соискателей

Рис. Николая ВОРОНЦОВА.
Читайте полную версию на сайте