Легенды Барнаула: тайна пропавшей библиотеки

Легенды Барнаула", предлагаем читателям amic.ru ознакомиться с рассказом Олега Усенкова "Тайна пропавшей библиотеки".

Книги появились в Барнауле еще в демидовские времена. Они значились в числе имущества, переданного приказчиками Демидова в ведение Кабинета. Создание одной из первых в Российской империи Барнаульской научно-технической библиотеки (другое ее название – казенная) связано с именем Андрея Ивановича Порошина. В 1761 году по его рапорту сенат указал выделить из Екатеринбургской горной библиотеки"дубликатов книг математических и протчих, следующих до горного искусства, как на русском, так и на иностранном языке".

Первый каталог библиотеки датирован 7 февраля 1763 года, в нем было всего 72 книги. В фонде библиотеки Барнаула в 1809 году насчитывалось 609 книг по физике и минералогии, а в крупнейшем научном центре страны – Московском университете книг подобной тематики было 707. К началу XIX века в казенной библиотеке было уже 7152 тома на русском, немецком, английском, французском и других языках, а к началу XX века – уже около 28 тысяч томов.

28 мая 1911 года библиотека и краеведческий музей по "высочайшему соизволению" были переданы Алтайскому подотделу Западно-Сибирского отдела Русского географического общества, а 28 июля 1913 года выделены 5 тысяч рублей на переоборудование здания упраздненной главной химической лаборатории (ныне здание Краеведческого музея) и под библиотеку, и музей. Из-за первой мировой войны музей был открыт лишь в 1918 году, а обработку книг (а их вместе с имевшимися у подотдела РГО насчитывалось около 40 тысяч) закончить не успели. 10 декабря 1919 года советская власть в городе была восстановлена, образован губревком, который национализировал библиотеку и музей. Часть книг была передана в губархив и свалена в беспорядке в неотапливаемом помещении, часть осталась в амбаре музея. Там книги пролежали около 3 лет, за это время было расхищено 9 тысяч томов.

В июле 1923г. библиотека (она стала называться научно-исторической), наконец, открылась. Но недолог был ее век. В марте 1926 года по распоряжению Сибкрайисполкома 1000 томов были переданы в Новосибирск, а в 1928 году – в адрес Общества исследования Сибири и ее производительных сил ушла оставшаяся часть книг. Это Общество в 1931 году было ликвидировано, его руководители репрессированы как "враги народа". Собиравшаяся более полутора веков библиотека перестала существовать.

Еще в начале XIX века организатор горнозаводского производства на Алтае Петр Козьмич Фролов издал специальное"Наставление находящемуся при смотрении Барнаульской казенной библиотеки офицеру". Всей сутью "Наставления" подчеркивалось, что книга – большая ценность и ее необходимо беречь. Каждому читателю выдавалось не более двух книг, "хотя б то сочинение состояло из многих томов". Если книга была потеряна или с ней обращались так, что она "теряла свое достоинство", библиотекарь брал с читателя "своеручную расписку" и обращался с рапортом в Канцелярию заводов. С виновного взыскивалась стоимость данного тома. А если этот том составлял часть какого-либо сочинения, взыскивалась стоимость всего сочинения.

Могли ли библиотекари, "воспитанные" в подобных традициях, равнодушно смотреть, как гибнет их детище? Из расхищенных в период с 1913 по 1921 год 9 тысяч томов казенной библиотеки позже не "всплыл" ни один том. Ни в частных коллекциях, ни в собраниях других библиотек. С того времени прошло почти сто лет, и если бы демидовские раритеты осели в одной из частных коллекций, информация об этом все же промелькнула бы. Вероятнее всего, люди, спрятавшие часть библиотеки, сгинули в годы лихолетья Гражданской войны, побоявшись рассказать о точном месте, где укрыли книги. 

Я слышал историю о демидовской библиотеке от своей бабушки много лет назад. Но что мальчишке было за дело до каких-то там старинных томов, поэтому и слушал вполуха, и никаких деталей не расспросил, а сейчас уже и спросить не у кого. Бабушка упоминала подвалы старых зданий в районе улиц Гоголя и Горького, точнее не помню. По словам Н.Ф. Федорова, философа и библиотекаря, четверть века отдавшего служению Библиотеке Московского публичного и Румянцевского музеев, нынешней Российской государственной библиотеке, сохранность истории старых библиотек доказывает, что "совесть еще не совершенно исчезла". 

фото из архива ИА "Амител"

Читайте полную версию на сайте