"С какой стороны подходить к машине?" или что ждет на дорогах водителей и сотрудников ГИБДД с 1 сентября
В новом регламенте расписаны все действия сотрудника ГАИ в различных ситуациях (Причем речь идет не только об исполнении прямых обязанностей, но и об общемилицейских функциях/, - прим. ред.). Предлагаем читателям ИА "Амител" ознакомиться с комментариями по нововведениям, которые опубликовала сегодня, 7 июля, "Российская газета".
С какой стороны подходить к машине
Понятно, что любой представитель власти должен быть вежлив, тактичен
и корректен даже с нарушителем. Но одними хорошими манерами его
обязанности не ограничиваются. В регламенте расписано, с чего должно
начинаться общение между инспектором и водителем и как оно должно
проходить. Инспектор должен представиться, назвав свою должность,
специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель
обращения. Заметьте, теперь он не должен отдавать честь участнику
дорожного движения. Это требование не вошло в регламент не из-за того,
что граждане недостойны такого жеста. Просто с жезлом в руке выполнить
это формальное приветствие довольно затруднительно. А это, в свою
очередь, было поводом для некоторых принципиальных водителей жаловаться
на инспектора, не выполнившего все церемониальные действия.
О взаимоотношениях сотрудников с участниками дорожного движения сказано так: они "должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным и уважительным отношением к гражданам". По требованию автовладельца или пешехода инспектор обязан предъявить удостоверение, не выпуская его из рук.
Один из вечных споров: обязан ли водитель выходить из машины, а уж тем более садиться в патрульный автомобиль. В документе прописано даже, с какой стороны инспектор должен подходить к автомобилю: "Обращение к водителю должно осуществляться, как правило, со стороны места нахождения водителя. При наличии объективных обстоятельств (угроза личной безопасности при нахождении на проезжей части, загрязненность дорожного покрытия и других) сотрудник вправе обратиться к водителю с противоположной стороны".
Инспектор может предложить водителю выйти из машины для того, чтобы устранить неисправность, при наличии у водителя признаков опьянения, для проведения сверки номеров с документами, для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза, а также, когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, оказании помощи или, когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.
Предложить пройти в автомобиль или в служебное помещение инспектор может предложить только тогда, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.
Засада в законе
Очень много было споров о засадах - так называемом скрытом контроле.
В регламенте прописано: "Контроль за дорожным движением с
использованием транспортных средств, не относящихся к патрульным
автомобилям Госавтоинспекции, не допускается". Здесь же разъясняется,
что патрульный автомобиль - это транспортное средство Госавтоинспекции,
на наружной поверхности которого нанесена специальная цветографическая
схема, оборудованное стационарными устройствами для подачи специальных
звуковых и световых сигналов, включенное в установленном порядке в
постовую ведомость.
К патрульным автомобилям также отнесены и автомобили скрытого контроля - без специальной окраски. Но если раньше сотрудники могли осуществлять остановку участников движения на них, то сейчас это возможно только при применении автомобилей со спецокраской, либо сотрудником в форменной одежде.
Осмотр под угрозой досмотра
Это, пожалуй, первый документ, в котором четко прописана разница между осмотром и досмотром. В каком случае может применяться первое, в каком второе. Осмотр в данном случае - это визуальное обследование автомобиля и перевозимого груза. Основанием для его проведения могут быть ориентировки, указания в рамках спецмероприятий, если есть подозрения, что груз не соответствует документам, или, что есть неисправности, при которых эксплуатация машины запрещена. Сверка номеров с документами - это тоже осмотр. При проведении осмотра никаких процессуальных документов не составляется, за счет чего экономится время.
А вот если человек отказался от осмотра, то ему грозит досмотр. Он уже проводится с оформлением протокола и в присутствии двух понятых.
Пьян по всем правилам
В регламенте четко прописано, каким образом проводится выявление нетрезвых водителей. Так, например, после того как инспектор утвердился в своих подозрениях насчет того что водитель нетрезв, он должен предложить ему дыхнуть в алкотестер в присутствии двух понятых. Если у инспектора нет под рукой нужного прибора, он обязан отвезти человека на ближайший пост ДПС или в какой-либо пункт милиции, где этот измерительный инструмент есть. Если алкотестер показал, что не все в порядке, а водитель с этими показаниями не согласен, то его требуется направить на медицинское освидетельствование. Направлять туда можно тоже только в присутствии двух понятых. Направлять на медосвидетельствование инспектор может, если водитель отказывается воспользоваться прибором, если он не согласен с результатами и если у инспектора есть подозрения, что несмотря на показания алкотестера, водитель все-таки нетрезв.
Примечательно, что в случае, если врач установил, что водитель трезв, инспектор обязан его доставить к машине.
Один из главных спорных вопросов - это единство закона для всех. Почему у нас на дорогах ездят те, кто всегда правее, и инспектор ничего не может с ними поделать? Этот вопрос хотя бы частично устранен в административном регламенте. Теперь, если у инспектора есть достаточные основания полагать, что находящийся за рулем человек с высоким иммунитетом нетрезв, он должен отстранить его от управления, провести освидетельствование на алкогольное опьянение или направить на медицинское освидетельствование. А машину задержать до устранения причины.
Надо также сказать, что это первый и возможно единственный регламент, в котором не прописано время исполнения тех или иных действий. Как пояснили в департаменте ОБДД, это связано с особенностью работы. Невозможно прописать четкие временные рамки для оформления нарушений, аварий и прочего. В каждом случае могут возникать свои сложности. Но регламент требует, чтобы сроки были минимальными, а действия сотрудников, затягивающих дело, могут быть обжалованы.
в новости использовано иллюстративное фото "Деятельность ГАИ МВД РФ" из открытых источников