Очередной скачок стоимости бензина вновь вызвал шок и негодование автомобилистов
Действительно, цены на топливо в нашем регионе повышаются с настораживающей регулярностью. Так, сегодня на АЗС Барнаула литр 92-го стоит 21 рубль, 95-го – 22,5 руб., цена на 80-ю марку разнится от 17 до 18 руб. за литр. Причем настроение обладателей авто главным образом портит не сам ценник, а, как говорил герой известного анекдота, "тенденция, однако": только за прошедшую неделю цена подросла в среднем на полтора рубля.
Среди тех, кто за рулем, активно обсуждаются страшилки о грядущем еще более серьезном росте цен на топливо. В связи с этими мрачными прогнозами все чаще звучат призывы повторить "марш пустых канистр" - всероссийскую акцию протеста, которую год назад поддержали тысячи автолюбителей.
И все же, почему в России, крупнейшей нефтедобывающей державе, бензин дорожает так стремительно? Большинство игроков розничного сегмента рынка, с которыми удалось пообщаться журналисту "КП", уверяют: процесс этот объективный, а потому – неизбежный.
- В течение длительного периода (более полугода) розничные цены на нефтепродукты снижались вслед за снижением мировых цен на нефть, - комментирует ситуацию ведущий специалист Департамента корпоративных связей ОАО "Газпром Нефть" Анна КАЗАРИНА. - По различным оценкам, снижение в рознице составило от 20 до 30 % в зависимости от вида топлива. Однако со второй половины мая наблюдается значительный рост цен в оптовом секторе в среднем на 15-20 %, что обусловлено повышением мировых цен. Увеличение розничных цен является следствием роста в оптовом секторе.
Схожая точка зрения на проблему и у еще одного крупного розничного продавца автомобильного топлива - ОАО "НК "Роснефть"-Алтайнефтепродукт". Как нам заявили в пресс-службе компании, осеннее снижение цен на внутреннем рынке, вызванное падением мировых цен на нефть и влиянием мирового экономического кризиса, в ряде случаев поставило отечественных производителей и продавцов на грань рентабельности. Сейчас наблюдается оживление экономической активности и рост цен - как на мировом рынке, так и на внутреннем.
По мнению экспертов, на российском рынке колебание цен на нефтепродукты объясняется и существованием так называемого временного лага, обусловленного существующей схемой поставок: производители – переработчики – оптовые закупщики – розничные сети. Данный лаг, т.е. срок, за который топливо дойдет до конечного потребителя, в среднем составляет несколько месяцев. В настоящее время партии, приобретенные розничными продавцами у оптовиков по старым, низким ценам закончились, а новая продукция закупается уже за более высокую стоимость.
Впрочем, многие эксперты сомневаются в наличии объективных причин происходящего.
- Нормального обоснования столь значительного роста цен на бензин нет, - уверен председатель комитета по энергетике Алтайской торгово-промышленной палаты Александр КАРАСЕВ. - Сегодня стоимость топлива приближена к той, что была год назад. Однако, если прошлым летом мировые цены на нефть достигали 110 долларов за баррель, то сегодня гораздо ниже – в районе 75 долларов. Главная причина роста цен – отсутствие нормальной конкуренции между производителями топлива внутри страны. За последние двадцать лет число нефтепереработчиков не увеличилось, в то время как потребность в топливе возросла. Монополисты вступают в сговор, искусственно ограничивают поступление на рынок нефтепродукции и, пользуясь ситуацией, устанавливают необоснованно высокие цены.
Как уже сообщало ИА "Амител", в Барнауле сегодня рассматривается дело, связанное с повышением цен на бензин . В относительно единообразном повышении розничных цен на автомобильное топливо на АЗС антимонопольщиуи вновь подозревают ОАО "Газпромнефть-Алтай", ОАО НК Роснефть-Алтайнефтепродукт", ООО "Союз", ООО "Символ", ООО "Мега", ООО "Петролина", ИП Рубцов Н.П., ООО "Магис", ООО "Сибирская сырьевая компания".
Тем не менее большинство опрошенных корреспондентом "КП"-Барнаул" участников и экспертов рынка, признают: причин стремительного удорожания топлива несколько.
Например, специалисты ОАО "НК "Роснефть"-Алтайнефтепродукт" в числе главных факторов называют инфляцию и сезонное повышение спроса на нефтепродукцию со стороны предприятий и населения. Это особенно актуально для Алтайского края, имеющего четкую аграрную специализацию.
По мнению Александра Карасева, играют свою негативную роль и высокие экспортные тарифы, вынуждающие поставщиков компенсировать доходы на внутреннем рынке. Еще одна причина – устаревшие неэффективные технологии по добыче сырья, которые до сих пор применяются в России.
Предъявите билет
В отличие от автовладельцев, многие "безлошадные" россияне либо вообще не замечают ценового непостоянства на бензин, либо относятся к нему нейтрально. А зря, ведь от ситуации на топливном рынке напрямую зависит и работа общественного транспорта. В связи с повышением цен на топливо многие автоперевозчики вновь поднимают вопрос о повышении стоимости проезда в автобусах и "Газелях".
- На дизельное топливо цены пока заморожены, поэтому вопрос о повышении стоимости проезда вряд ли будет подниматься городскими властями раньше осени, – считает директор Ассоциации профессиональных перевозчиков "Движение" Сергей ЛОГИНОВ. - Но ситуация для большого и малого транспорта остается тяжелой. В среднем стоимость услуг перевозчиков повышается на 1 рубль в год. При том, что только официальная инфляция составляет 13%. Затраты растут, но мы вынуждены держать тариф. Мы рассчитали, что 15 рублей – это та оптимальная на сегодня сумма, которая позволила бы автоперевозчику на малом транспорте (миниавтобусы и "Газели) просто выживать. Хотя мы понимаем, что даже незначительный рост стоимости проезда приведет к уменьшению пассажиропотока, который итак сократился с начала года на 20%.
Как ни странно, но в непростых экономических условиях наиболее уязвимыми оказались крупные предприятия с собственным автопарком, работающие на рынке 10 лет и более.
- За последнее время произошло обновление автобусного парка на 60-70%. Все машины взяты в кредит, стоимость одного даже малого автобуса - больше миллиона рублей, - продолжает Сергей Логинов. - Из сокращения издержек автоперевозчики уже выжали все, что можно. Каждый пытается выживать по-своему: кто-то объединяется, кто-то расплачивается за долги автобусами. Многие предприятия разоряются, на их место приходят другие, но ситуацию это не меняет.
В связи с мрачными прогнозами все чаще звучат призывы повторить "марш пустых канистр"
Фото: Олег УКЛАДОВ