Виктор Толоконский: Я хочу пожелать Алтайскому краю успехов, процветания
Виктор Александрович, как экономический кризис отразился на Новосибирской области? Что общего с другими территориями, и каковы особенности проявления кризиса в вашем регионе?
Для Новосибирской области, наверное, наиболее сильно
влияние кризиса в сфере инвестиционного и строительного процесса. В последние
годы у нас был очень бурный инвестиционный процесс, большой объем
строительства. Еще в прошлом году мы сдавали один миллион 400 тысяч квадратных
метров жилья, около миллиона квадратных метров различной коммерческой
недвижимости – бизнес-центры, деловые центры, торговые центры. Был большой
объем строительства дорог, инженерных сооружений, транспортных развязок.
Все время наблюдался ажиотажный спрос на строительные материалы, строительные конструкции. Вводилось очень много дополнительных мощностей по производству цемента, кирпича, стеновых материалов, щебня, отделочных материалов.
Понятно, что строительный процесс базируется на финансовых ресурсах, на кредитах. И когда кредиты стали недоступными, а мы это предчувствовали во второй половине прошлого года, инвестиционная активность и объем строительных работ очень существенно сократились и потянули за собой много негативных последствий. Это простой строителей, и потеря заказов предприятиями строительной индустрии и многими смежными отраслями. В этой сфере мы сократили в 2009 году объем практически вдвое.
Конечно, есть снижение заказа для ряда машиностроительных предприятий. Хотя, здесь у нас высокая степень диверсификации экономики, большое количество отраслей промышленности. Это не дает больших системных общих потерь. Есть отдельные предприятия, которые находятся в непростом положении, но в целом по объему промышленного производства мы имеем снижение всего на четыре процента к уровню прошлого года. И это не дает каких-то уж очень серьезных последствий. У нас нет большого напряжения на рынке труда, сильного падения занятости и доходов населения.
Еще одна проблема, которая характерна для всех крупных
регионов, которые сами обеспечивают свой бюджет, а мы практически обходимся без
дотаций федерального бюджета: когда экономика падает, стагнирует, мы теряем
доходы бюджета. В первую очередь, по налогу на прибыль. Он нам давал 20
миллиардов рублей. Сейчас он сокращается почти вдвое, и эта потеря, конечно, трудно
восполнима. Поэтому за первые пять месяцев у нас сокращение доходов бюджета –
10 процентов. В отличие от регионов, которые получают поддержку из федерального
бюджета, нам трудно рассчитывать, что эти потери федеральный бюджет нам
восполнит.
Поэтому нужно сокращать расходы, оптимизировать свой бюджет, этим сейчас активно занимаемся. При этом реализуется очень большая программа антикризисных мер, принятая еще в конце прошлого года.
Я убежден, что преодоление кризиса связано с повышением эффективности, обновлением экономики, повышением эффективности управления. Поэтому самая главная работа ведется по этим направлениям – повышение инновационности, наукоемкости экономики. Мы вкладываем ресурсы даже в этом году в строительство технопарковых объектов – более 500 миллионов рублей из бюджета области. Оказываем поддержку молодым ученым, инноваторам и создаем целую систему появления новых рыночных продуктов, основанных на научных разработках.
Стараемся повысить эффективность сельскохозяйственного
производства – один миллиард 300 миллионов рублей вкладываем в поддержку
сельхозтоваропроизводителей. Главным образом, по закону области, на 30
процентов из бюджета компенсируем приобретение новой техники.
Очень серьезно стараемся обновить бюджетную сферу. Многие бюджетные организации переведены в статус автономных учреждений, и это дает им большую свободу формировать свои собственные доходы, и позволят нам оптимизировать свои расходы. Где-то уменьшаем бюджетные расходы, но при этом добиваемся улучшения качества социального и иного обслуживания.
Конечно, кризис повлиял негативным образом. С другой стороны, как любой кризис, как любое заболевание, он обновляет работу, обновляет подходы, принципы. Я вижу большую энергию своих коллег из управленческих органов и убежден, что это пойдет на пользу. Мы сможем более эффективно решать управленческие задачи, развивать свою экономику, социальную сферу, обеспечивать рост качества жизни. Я часто говорю своим коллегам, что от степени открытости зависит качество нашего развития. Все проблемы нам решать, никто к нам не приедет, и за нас их не решит, но чем больше мы открыты, чем больше мы впитываем в себя мировой опыт, опыт других регионов России, чем больше к нам приезжают работать способных талантливых людей, тем выше качество нашего развития, поэтому мы к этому стремимся.
Проблема снижения закупочных цен на молоко как-то вас коснулась?
Именно из-за проблем, связанных с производством молока, мы и поставили задачу построить новый завод. Я убежден, что для эффективной переработки молока нужны именно большие заводы, которые имеют всю ассортиментную линейку. В советское время многие молочные предприятия строились под монопродукт. Но если, например, напрямую переводить молоко в масло, будет очень низкая эффективность. Порой ее вообще обеспечить нельзя. И так с любым монопродуктом.
Когда на заводе производится огромная линейка, делается цельномолочная продукция разного ассортимента, разной жирности, кисломолочная продукция, йогурты, творожки, различные современные молочные продукты с добавками, тогда эффективность переработки кардинально меняется. Во-первых, значительно больше добавленная стоимость, значит, выше рентабельность. Во-вторых, при производстве в больших объемах маложирной продукции остается жир, и масло можно произвести уже практически с нулевой себестоимостью.
У нас и в прошлом, и в этом году идет рост валового производства молока. В России надои, продуктивность росли, а валовое производство не росло, потому что поголовье сокращалось. И действующих мощностей было достаточно. У нас валовое производство в прошлом году выросло на пять процентов, сейчас идет рост на шесть процентов. Поэтому надо думать о более эффективной переработке. Только за счет этого можно выходить на новые рынки. Например, мы думаем ввести обязательную поставку молока в школы, а для этого нужна маленькая фасовка – это можно сделать на современных новых мощностях.
Вот почему мы такой проект разработали, предложили его крупнейшим инвесторам. Мы предложили сразу и проект, и площадку в самом Новосибирске, и сырье, и технические условия. Это будет завод мощностью переработки 800 тонн молока в сутки.
Виктор Александрович, спасибо вам за интервью.
- Спасибо вам. Я хочу пожелать Алтайскому краю успехов, процветания. Знаю, что многие меры антикризисного характера там дали свои результаты. Мы всегда внимательно следим за работой аграрного комплекса, понимая, что это во многом основа экономики края. Конечно, в каких-то сферах, в каких-то процессах мы конкурируем. Это неизбежно, поскольку мы соседи, имеем схожие условия и похожую структуру производства. Но в то же время, конечно, стремимся дополнять друг друга, и я убежден, что укрепление сотрудничества с Алтайским краем позволяет нам усилить потенциал наших регионов.