Госдума РФ увеличит ответственность за нарушение норм авиационной безопасности
Накануне, 9 июня, Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект, который усилит ответственность за нарушение норм авиационной безопасности.
Как пишет в сегодняшнем номере "Российская газета", соответствующие поправки правительство предлагает внести в Кодекс об административных правонарушениях. Ужесточается наказание за нарушение правил использования воздушного пространства, за действия, угрожающие безопасности полетов. В частности, законопроектом предусмотрено, что если на борту самолета отсутствуют поисковые и аварийно-спасательные средства, юридические лица должны будут заплатить штраф от 30 до 40 тысяч рублей.
Пьяный пилот поплатится своими правами - ему запрещено будет управлять воздушным судном на срок от двух до трех лет.
Если обнаружится, что на самолете находится пассажир, чья ручная кладь или багаж, иные грузы или почта не прошли процедуру досмотра либо будет выявлено, что на борту есть запрещенные к перевозке воздушным транспортом предметы и вещества, юридические лица заплатят за такое правонарушение от 10 до 50 тысяч рублей, а должностные - от 2 до 3 тысяч.
Кроме того, устанавливается административная ответственность за умышленное сокрытие авиационного происшествия или инцидента, а равно и за искажение информации о происшедшем ЧП.
Новый законопроект в равной степени относится и к большой, и к малой авиации. По данным аналитиков, в частной собственности в России находится примерно 300 крылатых машин, зарегистрированных, правда, на Бермудах, Кайманах, в Швейцарии, офшорных зонах. Еще недавно аналитики выдавали прогноз: к 2012 году Россия вполне способна выйти на второе место в мире по уровню развития бизнес-авиации. В период кризиса этот процесс затормозился. А вот тех, кто предпочитает не покупать, а арендовать воздушное судно, напротив, стало больше в разы.
Ространснадзор отмечает, что ежемесячно регистрируется около 50 "единичных экземпляров" воздушных судов. Летают они без свидетельства эксплуатанта и, соответственно, без контроля и надзора авиационных чиновников. В целом по России зарегистрировано не более 20-30 процентов от общего количества воздушных судов - юридических лиц, общественных объединений и частных владельцев. Остальные 70-80 процентов летают без свидетельств эксплуатанта. Нет достоверной информации ни об авиационном персонале, который их обслуживает, ни о местах базирования, ни о маршрутах полетов.
А ведь есть еще сверхлегкие и аэростатические воздушные суда. Они вообще, как правило, хранятся в гаражах или на дачных участках. Их мобильности можно только позавидовать: перевозятся с места на место на прицепе или просто в багажнике автомобиля. Сегодня уже сотни сверхлегких самолетов и мотодельтапланов с нарушением воздушного законодательства РФ занимаются авиационными работами на коммерческой основе.
Приводятся такие неутешительные данные: из гидролетов зарегистрированы 5, а в наличии - примерно 100. Паралетов - десять из примерно 1900! Микросамолетов официально числится 150, летают же около тысячи, дельталетов - 220 из 2 тысяч имеющихся на самом деле.
Дошло до того, что в прошлом году с разницей буквально в два дня в Шереметьево и Домодедово из-за несанкционированных полетов дельтапланов были прекращены полеты большой авиации в первом случае на 7 минут, во втором - на 15!