"Вот он, сказки конец": раньше приступали к посевной одними из первых в крае, сейчас - до сих пор не засеяли поля

Ирина Гулиева
Раньше приступали к посевной одними из первых в Алтайском крае, сейчас - до сих пор не засеяли поля. Производственный кооператив "Востровский" Волчихинского района прошлым - живет, в настоящем — выживает. В два времени сельского хозяйства - настоящее и прошедшее — окунулась съемочная группа журналистов программы "Наши новости".

Есть, с чем сравнить жизнь этому хозяйству: еще в 2005 году здесь было 700 голов крупно рогатого скота, теперь — около 200. От трех дойных коровников, остался один. В те, хорошие времена, собственная мельница была основным источником дохода. Сейчас — мелют только для собственных нужд.

Как таковой, зарплаты в хозяйстве нет — расчет - "натуроплата". Электроэнергия подорожала, пришлось поднять и стоимость помола с 50 до 80 рублей за центнер. Поэтому теперь на заработанный рубль муки приходится меньше.

Зоя Дорошенко, заведующая мельницей СПК "Востровский": "Если учитывать по себестоимости, то надо было поднимать гораздо выше, ну а мы только на 30 рублей подняли. Потому, что свои рабочие и пенсионеры же, - придется в убыток".

Живых денег теперь не знают, а раньше выдавали тринадцатую зарплату, бывало, что и несколько раз за год. Отличникам и хорошистам в школе — хозяйство начисляло стипендию — в 2000-м году она дошла до полутора тысяч в месяц. В университетах краевой столицы студенты столько не получали. Тогда и количество сотрудников в "Востровском" доходило до пятисот, сейчас — едва до двухсот добирается. Налоги — тарифы — кредиты всех подкосили. Чтобы перезимовать, в этом году шагнули в далекое прошлое.

"Трубы есть, но они больше не греют. Электрическое отопление стало невыгодным, уголь — дорогой, поэтому кочегарка тоже закрыта. И хозяйство переходит к старым дедовским способам: ферма отапливается с помощью трех самодельных печек", - отмечает корреспондент "НН" Ирина Гулиева.

Топят печи прошлым богатством — постройками бывших коровников. От хорошей жизни остается только дым.

Наталья Зимина, зоотехник СПК "Востровский": "Конечно, если эту передачу все-таки увидит наш губернатор, Алтайский край и не только, хочется, чтобы наши слова сельчан услышали: если не будет хозяйства — не будет и села! А если никакой помощи сельскому хозяйству не будет — то перспективы никакой. Скот уйдет последний".

Алексей Шевич, директор СПК "Востровский": "В настоящее время все программы, сколько бы их не было, - сдвига нет. Ну может, тогда не делать эти программы, просто забыть, что есть сельское хозяйство? Может, сами тогда крестьяне лучше этот вопрос решат? Но сейчас все программы решаются без присутствия конкретных работников, тех, кто работает в сельском хозяйстве".

На страхование посевов в прошлом году государство выделило Алтайскому краю деньги. Положенный миллион — продолжает руководитель хозяйства — СПК "Востровский" так и не увидел. Помощь не дошла до места назначения, а посевы пострадали в високосном году.

Поэтому нынче крестьянин перестраховывается сам — прежде чем посеять зерно — проводит тщательную обработку почвы от сорняка на несколько раз - до посевной такими темпами еще долго.

Оглядываясь назад, вспоминает — раньше такое только в сказке можно было представить, смотря вперед — видит — вот он сказки конец.

Читайте полную версию на сайте