ВЦИОМ: двоечники против ЕГЭ
Сотрудники Центра провели серию фокус-групп со старшеклассниками, родителями выпускников и учителями, в результате которых построили портрет типичного сторонника и противника ЕГЭ.
Выяснилось, что среди сторонников ЕГЭ, как правило:
- отличники и хорошисты, ответственно относящиеся к своей учебе, верящие в свои силы;
- школьники, у кого брат, сестра или близкий друг уже сдавали данный экзамен;
- передовые педагоги, готовые повышать свой профессиональный уровень и не боящиеся внешних оценок результатов своей работы, а также выступающие за борьбу с коррупцией - как при выпускных экзаменах в школе, так и при поступлении в ВУЗ. Как отметил один из педагогов: "Раньше - экзамен прошел, а учителя три дня пишут работы за учеников. Теперь такого не будет!"
- родители, с высокими адаптивными качествами, убежденные, что ЕГЭ облегчает поступление в ВУЗ, полагающие, что этот экзамен мотивирует учителей повышать свою квалификацию, а их детей более ответственно относится к обучению.
Среди противников ЕГЭ, как правило:
- двоечники, теряющие возможность списать или получить подсказку во время сдачи;
- ребята с повышенным уровнем тревожности;
- категория школьников, считающих, что раньше "можно было быть зачисленным в вуз, заплатив за поступление";
- учителя, предпочитающие следовать исключительно старым методам в работе и избегающие каких-либо нововведений
- родители, испытывающие недостаток достоверной информации о ЕГЭ.
В ходе исследования, было выявлено, что в обществе существует глубинное понимание необходимости системных изменений в сфере образования. В этой связи ЕГЭ признается эффективным инструментом выявления проблемных зон в образовании для их последующего качественного улучшения.
Кроме того, выпускники этого года единодушны в том, что нервозная обстановка вокруг ЕГЭ создается взрослыми.
Учителя особенно отметили необходимость повышения профессиональной квалификации учительского сообщества для обеспечения успешной сдачи ЕГЭ школьниками.
Инициативное исследование ВЦИОМ прошло в апреле 2009 г в г. Москве. Было проведено 9 фокус-групп: с учениками 9-х и 11-х классов, с родителями учеников 9-го - 11-го классов, учителями (преподающими как обязательные для сдачи предметы, так и предметы "по выбору"). Данное исследование будет продолжено в мае в одном из городов СФО.