В России, по мнению алтайского эксперта, происходит сокращение функций полпредов
В российском институте полпредов сейчас происходят такие процессы, когда вряд ли произойдет возложение дополнительных властных полномочий на самих полпредов, - сообщает ИА REGNUM Новости со ссылкой на доцента кафедры политологии Алтайского государственного университета (АлтГУ), руководителя Центра политического анализа и технологий АлтГУ Ярославу Шашкову.
"Оценивать институт полпредов в России можно двойственно. С одной стороны, он уже встроен в систему вертикали власти. Понятно, что федеральный центр не может детально контролировать регионы. Но с другой стороны, функции полпредов зачастую сводятся к сбору информации и меньше - к координации действий регионов. Полпреды не наделены реальными властными полномочиями. И все это позволяет говорить о том, что полпредства - это больше искусственные образования, чем реально управленческие. Поэтому оценивать расширение полномочий можно только тогда, когда станет ясно, каким образом произойдет расширение функций. Пока, как показывает практика, происходит сокращение функций полпредов. В частности, инициатива о передаче партии права предлагать президенту кандидатуру, тогда как раньше эта функция была закреплена за полпредом. Здесь же разговор о введении антикризисного управления в отдельных регионах из федерального центра и т.д.", - говорит собеседница.
Ярослава Шашкова затруднилась оценить текущую эффективность института полпредства. "Чтобы об этом говорить, необходимо проводить специальное исследование. Мы таких исследований не проводили. На уровне разговоров этот институт оценивается как ненужный и не имеющий серьезного значения для развития региона", - пояснила она.
Также она сообщила, что увеличение властных полномочий может привести к конфликтам с губернаторами. "Губернаторы уже привыкли воспринимать полпредов как формальное лицо. А если полпреды начнут выполнять управленческие функции, то это приведет к увеличению давления на регионы. Поэтому, естественно, что это встретит определенное недовольство. Хотя, в соответствии с мировой тенденцией децентрализации управления было бы логичным приблизить центр принятия решения к очагам проблем. Но мы же все понимаем, что мировая тенденция и российский институт полпредства - две разные вещи. В нашей стране это выльется только в еще более весомый элемент вертикали власти", - резюмировала эксперт.
Кстати, в интервью газете "Ведомости" вице-премьер РФ Дмитрий Козак не исключил, что полпреды президента РФ в федеральных округах могут получить дополнительные полномочия. По словам Козака, сейчас ключевые инструменты социально-экономического развития регионов находятся в руках различных федеральных ведомств и естественных монополий, а эффективных механизмов обеспечения их ответственности пока не создано. Если будет принято решение о новых полномочиях полпредов президента, то это позволит решить проблему.