«А душе моей тысяча лет»: журнал «Мужской характер» - о Михаиле Евдокимове

Молодежный спортивно-патриотический журнал "Мужской характер" подготовил к печати статью о бывшем губернаторе Алтайского края, народном артисте Михаиле Евдокимове.  Он называется "А душе моей тысяча лет".

Журнал этот выходит с 2003 года и представляет собой полноцветное информационное издание, основная тематика публикаций когорого — люди с интересными и яркими судьбами, сильными характерами, необычными увлечениями и хобби. Также в издании публикуются статьи о вечных нравственных ценностях, о преодолении, силе духа, патриотизме и духовности.  

"20 номер еще не вышел в свет. Специально для нашего сайта к Светлому празднику Пасхи редакция предоставила этот материал о Михаиле Евдокимове, - если возможно, - опубликуйте его на вашем сайте", - с такой просьбой обратился в редакцию ИА "Амител" редактор сайта evdokimov.ru Андрей Сергеев.

"А душе моей тысяча лет"

Четвертого апреля исполнилось пять лет, как главой администрации Алтайского края был избран известный актер и писатель-сатирик Михаил Евдокимов. Такая вот круглая дата. Он стал первым и единственным на сегодняшний день артистом, кому удалось на таком уровне заработать доверие избирателей.

Сейчас спорят о том, нужно ли было ему идти во власть. Сам он это решил или судьба уготована такая? Но так или иначе, а факт неоспорим – Евдокимов стал народным избранником. Это уже история. Сначала мы все с интересом смотрели эстрадные его номера и киноработы, потом интересовались успехами на губернаторском поприще, где он последовательно занимался реформированием старой административной системы и выходил "в народ". А потом его земная жизнь трагически оборвалась… Но остался он в нашей памяти. И мне хочется поворошить свою память и нарисовать живой образ этого человека, - пишет корреспондент издания Владимир Сергеев.

В марте 2001-го Михаил Сергеевич приехал на улицу Берзарина для участия в прямом эфире "Радиоцеркви" (ныне "Радио Теос"). Кстати, сделал он это бескорыстно (для примера: Задорнов общался за деньги и от прямого эфира отказался — передача шла в записи). Так вот, когда Евдокимов вышел из машины, то тесный дворик на углу Берзарина и Народного Ополчения сразу же заполнился людьми. Люди выглядывали и из окон, улыбаясь, махали руками. Евдокимов несколько растерялся от такого всеобщего внимания, но, помедлив, крикнул, подняв голову: "Ну привет, что ли, москвичи?!" И ему также по-свойски ответили: "Привет, привет!"

Я сделал нарезку из его музыкальных композиций, среди которых была и песня "Отец". Интуитивно почувствовал, что она может стать одной из главных в том эфире. Но ее исполнение превзошло все ожидания…

Поначалу Михаил Сергеевич отвечал осторожно и в меру иронично. Но вдруг стал постепенно "раскрываться". За два часа слушатели не задали ему ни одного каверзного вопроса, и он решил отплатить им той же монетой. Евдокимов был удивлен тем, насколько люди знакомы с его вокальным репертуаром, который для него самого был серьезной жизненной вехой.

Уже Евдокимов рассказал о семье, об истории песни "Остановите землю", ответил, что больше всего времени проводит в родном алтайском селе Верх-Обском, что дом его стоит на высоком берегу Катуни, что род их по отцу происходит из казаков… И несколько слов об ушедшем в мир иной отце, ветеране двух войн… Тут и прозвучала песня "Отец". И первые же строки — сразу к сердцу:

По перрону в потертом пальтишке,
Помню я, ты меня провожал.
Ну а ветер листал, словно книжку,
Жизнь, в руках что Всевышний держал…

И вот затихают последние звуки:

Ах, отец, жизнь такая вот штука,
Схожи мы и не схожи с тобой,
А теперь между нами разлука,
Может, в жизнь, может, в вечность длиной.

И из неумолкавшего ранее телефона – ни звука, и все в студии тоже молчат. И сидящие друг против друга высокие, крупные, серьезные мужчины – ведущий Александр Куликов и гость Михаил Евдокимов – вытирают слезы… Как и невидимые слушатели.

Для всех тогда это был настолько неожиданный момент, что несколько минут стояла полная тишина…

Многим нравились его мастерские пародии, скетчи и знаменитые авторские монологи. Он расширил границы жанра и без набора концертных костюмов и грима передавал образ и характер персонажа. А как он "делал" Никулина, Леонова, Утесова… Изящно и непринужденно Евдокимов представил публике Советского Союза свою большую программу 1989 года, изобиловавшую музыкальными номерами, с которой проехал от Москвы до Хабаровска.

Но примечательно и то, что народ не только любил Евдокимова, но и уважал. Ему верили. А это редкость среди представителей артистической братии. Так уж он вел себя, что хотелось ему верить. Поэтому и обошел во втором туре баллотировавшегося на третий срок действующего губернатора Сурикова. И после избиратели не раз организовывали митинги в поддержку Евдокимова, в пику краевому Совету, большинство депутатов которого всячески мешало новому губернатору.

А за год до этого, в феврале 2003-го мне довелось узнать Михаила Сергеевича не только как актера на сцене, но и как собеседника.

Загородный дом его находился в поселке Малое Сареево. И, чтобы добраться туда, нужно было проехать мимо резиденции Ельцина – Барвихи и мимо Усово, где жил Путин. Поэтому меня несколько раз останавливали сотрудники ГАИ. Последний раз – на повороте к Сареево. Уже надоело доставать права, и я сказал лейтенанту:

— Да к Евдокимову еду!

— Точно к Евдокимову? Тогда не задерживаю.

Дорога, с которой я свернул, далее вела к Николиной горе, вожделенной для политического и артистического бомонда земле. Евдокимов же туда явно не стремился, а выбрал спокойное и незаметное место в стороне от трассы.

Действительно, этот маленький поселок с самыми разнообразными домами, домиками и избушками как-то разом погружал тебя в мир тишины и гармонии. А тишину воспринимать и слышать могут не все. Вернее, не все хотят. Пугает нас иногда тишина. Потому как приходится человеку волей–неволей в такой ситуации задуматься о жизни своей и поступках. И только сильные люди не побоятся задать себе самые сложные вопросы, и – что главное – ответить на эти вопросы честно.

Таким и предстал передо мною Михаил Сергеевич Евдокимов – немногословным, честным и каким-то надежным. Будто он и не знаменитость вовсе: заслуженный артист России, музыкант, режиссер, телеведущий и даже экономист.

Спорный вопрос: в чем же мужская суть состоит и проявляется? В росте, ширине плеч, удальстве "рубахи–парня", отчаянной браваде? Или в вольности взаимоотношений с женщинами? У Евдокимова был и рост примечательный и сила, но настоящим мужчиной, или, как часто говорим, "мужиком", его сделали именно настоящие мужские качества: доброта, мужественность и совестливость.

Но это мужское мнение. А для полноты картины об отличительных особенностях его характера я позвонил Регине Дубовицкой, которая на протяжении многих лет сотрудничала и общалась с Евдокимовым и его семьей. Регина Игоревна сказала дословно следующее: "Во-первых, Миша был настоящий, то есть всегда одинаков в поступках, в оценках чего-либо. Без пафоса, без манерности. С таким можно в разведку идти. Верный товарищ. Не подводил никогда. Во-вторых, его было практически не свернуть с пути: если он что-то задумал, то обязательно воплощал это в жизнь. Но при этом он умел слушать и советоваться, хотя трудно было его переубедить. И в-третьих, не было никаких или–или. Либо он принимал человека, либо нет. Независимо от того, "нужный" ли это влиятельный человек. Мишино "да" всегда было "да".

Возвращаюсь к своему визиту в Сареево. Во дворе его дома, стоящего рядом с домом актера Александра Михайлова, белели в сгущающихся сумерках березы и поблескивали в свете фар и фонарей гладкие местами стволы сосен. Видна была строящаяся баня. Водитель Михал Сергеича Рома провел на кухню. Хозяин в банном халате – недавно парился в сауне – встал навстречу. Сразу пригласил к столу, на котором дымился картофель в мундирах, источала пряный, ароматный запах селедка, веером лежал нарезанный аккуратными кольцами лук. "Вот такая моя трапеза, присоединяйтесь. Если хотите чай или кофе, то достану ветчину и сыр".

Я ограничился чаем и невольно стал рассматривать столовую-гостиную, оригинально совмещенную с кухней, благо хозяин, нахмурившись, говорил по телефону. Большой резной стол, прямо как в Доме-музее художника Виктора Васнецова, и повсюду – на полках и стенах – большие и малые сувениры. Евдокимов, не поворачивая головы, сказал: "Подарки это разные. Есть и особо дорогие для меня, например от Юрия Владимировича Никулина, Николая Николаевича Озерова… Вот это мужики были!".

— А какие особенные качества отличали их? — спросил я.

— В первую очередь добродушие и внимательность к собеседнику, умение слушать и слышать. Мы же вообще не умеем слушать друг друга, так у каждого гордость и прет наружу…

Вот Высоцкий тоже был внимательным слушателем, и после такие стихи появлялись! А мы все удивляемся, откуда в его песнях правда жизни. А еще у нас в России были Шукшин, Рубцов…

— Песни Высоцкого вы хорошо делаете. Диск не хотите записать?

— Да наследники его чем-то там недовольны…

— Чем недовольны? Вы же главное участие принимали в организации "Своей колеи"?

— Да ладно! Не для себя же старался.

Воспользовавшись "музыкальной" темой, я стал расспрашивать о создании двух его сольных альбомов. Автор большинства текстов – известный поэт Анатолий Поперечный, а послушаешь, так уверенность, будто сам Евдокимов и написал эти строки о себе, о родных, о жизни нашей, о радостях и бедах русского человека. Михал Сергееич объяснил:

— Набросал я несколько строк Анатолию Григорьевичу, рассказал кое-что. Он мужик умный, все понял сразу и все правильно сделал.

Вышедший в 1998-м диск "Надо жить" (слова А. Поперечного, музыка Александра Пляченко) стал событием. Почти каждая песня – монолог, рассказ, размышление не оставляют слушателей равнодушными. Все, как и у Высоцкого, Окуджавы, Визбора, Городницкого, Митяева, – жизненно и важно. Интересно и неожиданно. Смеешься над "Банькой" и "На троих", вспоминаешь родителей под песни "Отец" и "Я домой вернулся…" Вспоминаешь миллионы загубленных судеб, когда звучит "Иван". А "Я ушел, я уехал" – это ж вообще про всех нас, кто по разным причинам покинул родные края и как-то выживал на просторах и весях российских.

Песни Михал Сергеича, может, и не весь народ слушает – здесь, как и везде, дело не в количестве, а в качестве. Но слушают настоящие мужчины, люди слова и дела, на которых всегда Россия и держалась.

В тот февральский вечер Михал Сергеич периодически массировал болевшую шею и приговаривал: "Вот какой я молодец — попарился хорошо!".

Не знаю, каким он был в общении с друзьями или семьей, но я подметил и неторопливость его речи временами, и порою резкость ответов, и короткий смех от удачной шутки. А еще он не был балагуром, не юморил. И что у него на душе, понять было трудно. Вот смотришь, он нахмурился, и уже сам замолкаешь, а через минуту он уже усмехается в бороду: "Что, вопросы закончились?".

Еще я спросил его о поездке с Путиным на передовую в Чечню. Тогда, 31 декабря 1999-го только что ставший и. о. Президента РФ премьер-министр Владимир Путин предложил лететь вместе с собой Евдокимову, Михаилу Боярскому, Александру Розенбауму и Борису Галкину. Евдокимов немного помолчал, затем неохотно ответил: "Ну что там рассказывать? До Моздока на вертолете летели, потом на машине в Гудермес. Ну обстреляли нас. Путин солдатам награды вручил, с Новым годом поздравил. Потом мы общались со служивыми. Вот и все. Один отряд уральских парней там только что с боевой операции вернулся. И у всех один вопрос: когда война кончится? А что я им отвечу?".

Помню я и разговор его с прорабом, подрядившимся со своей бригадой провести отделочные работы в загородном доме. Спокойно и деловито Евдокимов объяснял: "Просто сделайте хорошо и чисто. Не люблю придираться и следить. Но прошлые ребятки так напортачили, что пришлось их выгнать. Если сработаете качественно и в срок, то привезу Церетели, и он прямо в огороде тебе памятник слепит".

Потом пояснил:

— Ну разве можно полгода врать и халтурить? Вот и выгнал. Я ж надеялся, что все по-честному будет. А если б я вот так набрал концертов в Свердловске, в Новосибирске, Томске, а потом прятался бы по углам… Так мне просто-напросто бока намяли бы!

— Думаю, это нелегко сделать… Другим бы вот намяли (я назвал фамилию известного пародиста).

— Да, — засмеялся Евдокимов, – ему бы точно попало, интересно было бы посмотреть! Но хочется же доверять людям. Все ж должны свое дело делать, как нужно. Я должен, ты вот должен, да любой из нас. А то какие ж тогда это мужики? Так, барахло.

Помолчав, добавил: "Хотя если я кому и должен сегодня, то только жене. Жаль, что мы, мужики, редко вспоминаем об этом. Верная и заботливая жена – вот тебе и главное наше мужское счастье. А все наши игрушки: машины, мотоциклы, яхты – так и остаются всего лишь игрушками. И если этого кто не понял, тот глупец глупцом"

Продолжив "строительную" тему, рассказал, как в студенческие времена сам, "нацепив пульверизатор", белил потолки и стены в Новосибирске. "А что, нормальная подработка была…"

А спустя пару недель я увидел, как тем, выгнанным строителям, приехавшим за своими инструментами, Евдокимов подарил медвежью шкуру. На мой недоуменный взгляд снова ответил: "Да ладно!"

В его песне "Жизнь смешная" есть строки:

А жизнь порою — смешная ты книжка,
А в ней конца-то счастливого нет.
А я совсем еще юный мальчишка,
А душе моей тысяча лет…

Да он и рассуждал, и поступал так, будто прожил тысячу лет: многое повидал, многому научился, много успел сделать за такие короткие 47 лет. Долгие годы мало кто знал, сколько своих трудов и финансов вложил он в возрождение родного села и окружающих деревень. Стадион построил, одевал-обувал детские футбольные команды, волейбольные, баскетбольные… Кто еще из столичных знаменитостей занимался подобным?

Он вообще проводил на Алтае времени больше, чем на всех гастролях, съемках и выступлениях, вместе взятых. И не нужно было ему квартир в Ницце или в Нью-Йорке. Мог отменить зарубежные гастроли, если по срочному делу ждали земляки. Других таких актеров я не знаю.

Теперь он навечно остался на родной алтайской земле. Рядом с родителями.

Проститься с ним в Барнауле пришли около 100 тысяч человек… Плакали и женщины, и мужчины, и известные люди в том числе. Гроб несли на руках. Со всех сторон бросали цветы под ноги.

Сегодня существует Фонд имени Михаила Евдокимова, проводятся культурно-спортивные мероприятия в Верх-Обском, музыкальные фестивали, на которые съезжаются люди со всей Сибири. Друзья артиста, которые при жизни Евдокимова приезжали бесплатно выступать перед его земляками, продолжают и сегодня поддерживать и развивать его начинания.

Трудно вообще о человеке говорить слово "был". И, в частности, о Михаиле Сергеевиче Евдокимове. Потому что он – наш современник, живший среди нас, на своей многострадальной Родине, добившийся всего в жизни своим трудом. Был он и крестьянином, и рабочим на тракторном заводе, и музыкантом, и директором столовой. Муж, отец, хозяин. Сын земли русской.

Как уже сообщало ИА "Амител", всем, кто интересуется историей прихода к власти последнего всенародно избранного губернатора Алтайского края Михаила Евдокимова , Алтайская школа политических исследований предлагает ознакомиться с любопытным ресурсом. Он обозначен, как "Форум о выборах Михаила Евдокимова как исторический источник".

Читайте полную версию на сайте