Глаза не видят — а руки делают: о "незрячих трудягах" в Алтайском крае

Нуждались, нуждаются и будут нуждаться: для людей с ограниченными возможностями пока это аксиома. Сейчас многие в Алтайском крае ищут работу. Кризис сократил количество мест. А эти люди — не могли найти ее и до кризиса. Каждый год в центр занятости обращается около 6-ти тысяч инвалидов. Подробности выясняли журналисты телепроекта "Наши новости".

 Глаза не видят — а руки делают. На этом предприятии Барнаула незрячих трудяг больше половины — около 50 человек. Эти мешки — результат их общественных работ. У швейного цеха пока есть заказы, а сборщики мебели — теперь перебирают бирку для общественных нужд. По известным причинам, производство практически встало. 

Елена Измайлова, генеральный директор ООО "Металлопластизделие", поясняет: "Многие предприятия встали абсолютно, энергоресурсы подорожали и мы оказались, конечно, в критическом положении.

Василий Ломакин, рабочий, подтверждает: "Когда-то мы все тут делали. И щас хотим, но не дают нам работать".

О цивилизованности общества принято судить по отношению к людям с ограниченными возможностями, вернее, — с дополнительными потребностями — так они сами предпочитают о себе судить. В нашей стране — их более 13 миллионов, а в нашем крае - около 230 тысяч. Не так уж и много. Однако трудоустроиться могут — единицы. 

Татьяна Старыгина начальник отдела спецпрограмм Управления АК по труду и занятости населения, поясняет: "Для каждой организации, численность которой свыше 100 человек, устанавливается квота приема на работу инвалидов в размере 4 % от средней численности сотрудников предприятия. Таких предприятий свыше тысячи".

Таких предприятий свыше тысячи, но из 230 тысяч людей с ограниченными возможностями трудоустроены на них лишь 7 тысяч 800 человек. А в общей сложности работающих инвалидов на Алтае — чуть больше 20 тысяч. Разбег большой. Закон предоставляет выбор: предприятия, которые по каким-либо причинам или соображениям не готовы предоставить рабочие места для этой категории граждан, могут их арендовать — платить другим организациям, которые готовы инвалидов принять. Например, специализированным — как Барнаульское "Металлопластизделие". Для Барнаула оно единственное, в крае таких же, но поменьше, - еще два — в Бийске и Рубцовске.

"Вот сегодня, например, пришел ко мне устраиваться молодой человек грузчиком — инвалид. То есть, пожалуйста по этой квоте — вот — аренда рабочих мест. Но нет желающих, таких желающих предприятий. Хотя законом у нас в Алтайском крае определено", - отмечает Елена Измайлова.

Ни одно рабочее место ни одно предприятие края здесь не арендует. С одной стороны, - низкая скорость работы инвалидов и короткий — 7-часовой по законодательству рабочий день — это ограничивает производительность труда. С другой стороны — завидное трудолюбие.

"Очень трудолюбивые, очень трудоспособные. Они не хотят лишние минуты потратить зря. Им надо, чтобы какая-то была польза", - говорит Татьяна Суворова мастер швейного цеха.

Живут в темноте, но "темными" людьми их назвать нельзя. У многих — по одному, а то и по два высших образования. Работа — не интеллектуальная, но и за нее - в драку. Приходится. Молодой специалист Ирина Репежко  знает, -  почему. Бисер перебирает — от нечего делать. Ведь работы для психолога с высшим образованием нет.

На  диктофон Ирина 5 лет записывала лекции преподавателей. Год назад получила диплом без троек. Но эти старания до сих пор - никто не оценил.

"Конечно, охота быть в коллективе, потому что дома все равно — иногда заедает. Та же работа — утром ты вышел, по улице. Интересно быть среди людей", - поясняет сама Ирина Репежко.

Они имеют дополнительные потребности, и не имеют элементарных возможностей. Право на труд - это и Конституционное право каждого человека. И надо еще разобраться, кто в нашем крае по-настоящему слеп.

"И раньше, и во время революции, и сейчас — труд определял нашу жизнь, благосостояние людей. Труд — это и есть труд", - напоминает простые истины Юрий Шишкин, сотрудник ООО "Металлопласт изделие". 

"Просто люблю работать и все — объяснить трудно", - говорит другой сотрудник предприятия - Леонид Питеримов.

Его коллега Евгений Попов добавляет: "Ну работа — это как-то отвлекающе. Не сидишь дома, знаешь, что кому-то ты нужен, для кого-то что делаешь".


Читайте полную версию на сайте