Жизнь "в залоге": журналист газеты "Вечерний Барнаул" - о ночных клиентах ломбарда

"Ночью все ломбарды работают через окошко или решетку. Слишком уж опасно пускать внутрь кого бы то ни было", - пишет  журналист газеты "Вечерний Барнаул" Алена Ситказинова, примерившая на себя профессию приемщика.  Сюда ведут дороги кого от радости, а чаще всего – от горя и бед.

 Ломбард, в котором мне разрешили вжиться в роль приемщика, работает круглые сутки. Я решила выбрать ночное дежурство, так как в это время суток наплыв клиентов особенно велик.  

Почем труба?

Мой наставник Андрей работает в ломбарде не первый год. Он знает тонкости и с удовольствием ими делится. Хотя прежде, чем посвятить меня в детали, Андрей устроил небольшую проверку. А могу ли я вообще стать приемщиком в ломбарде? С новичками проводится собеседование. Приемщик должен знать массу всяких вещей. Во-первых, ему необходимо общаться "на ты" с любого рода техникой: начиная с телефона и заканчивая компьютером.

Во-вторых, нужно хорошо ориентироваться в ценах. Достаточно три-четыре дня, чтобы понять, сможет ли человек работать. Если работник зажимается, начинает лебезить перед клиентами, толку из него не будет. Слабость характера и работа в ломбарде – вещи несовместимые, ведь посетители очень хорошо чувствуют слабину и умело пользуются этим. А еще приемщику необходимо такое качество, как стрессоустойчивость. Ведь каждое открывание двери либо окошка связано с волнением. Никогда не знаешь, кто за ними окажется, малолетняя девчонка, решившая заложить плеер, или два злых дядьки.

Кстати, о дядьках. "Ты это, посмотри трубу. "Штуку" дашь?", - прерывают наше собеседование бесцеремонно появившиеся клиенты. Андрей бросает взгляд на телефон и отвечает, что может дать только пятьсот рублей, не больше. "Эй, я че-то не понял, почему так мало?!" – не унимается мужчина. В ответ на трехэтажное ругательство приемщик спокойно отвечает клиенту, что ему ничего не мешает обратиться в другой ломбард. "Ну вот, это был первый мой урок, - говорит Андрей, - на хамство отвечай вежливостью и сдержанностью. Общение на языке грубияна может вылиться в перепалку, которая повредит и тебе, и ломбарду".

Положительные, но глупые

Раз уж мы заговорили о клиентах, то их можно условно поделить на несколько категорий. Около 30 процентов от общего числа посетителей составляет группа "положительных, но глупых клиентов". Эти люди, как правило, делают несколько залогов. Чаще всего они берут заем по случайной нужде. Ну, к примеру, не хватает денег на отопление, а до родственников ехать далеко. Потом они берут другой залог, чтобы погасить предыдущий. Следом еще один. Вероятнее всего, такой клиент не выкупит ничего. Поэтому приемщик за третий накопившийся залог даст очень маленький заем, в лучшем случае - десятую часть стоимости вещи.

Принято считать, что чаще других в ломбард приходят наркоманы. Но Андрей считает, что их не более 15 процентов от общего количества посетителей. Достаточно часто ночью приходят алкоголики. За ночь, пока мы дежурили, пришло человек шесть в сопровождении спиртных паров.
Немало посетителей среди похитителей сотовых телефонов.

Как правило, приемщики знают их в лицо, поэтому, чтобы не "светиться" лишний раз, они предпочитают сбывать краденое через таксистов. Таксисты же вынуждены принимать телефоны в качестве платы за проезд, когда воры отказываются с ними рассчитываться деньгами. К нежелательным клиентам относится местная шпана от 16 до 22 лет. Они молодые и дерзкие, "без тормозов". Если такому надо 600 рублей, а ты ему можешь предложить только 300 - берегись. Сначала он будет тебя уговаривать, объясняя, как ему нужны эти деньги. "Пойми, брат, ну будь человеком, войди в ситуацию", – кривляется, строит из себя заложника обстоятельств. И если ты пытаешься вникнуть в положение наглеца, он не отвяжется и станет твоим постоянным клиентом. И это в лучшем случае. В худшем он начнет ломиться в двери и бросаться на решетки.

Но, пожалуй, самые омерзительные и неприятные для работы клиенты – ушлые воры, специализирующиеся на золоте. Как правило, это мужчины от 25 лет, уже "отмотавшие срок". Их можно легко узнать по наколкам на пальцах и жаргону. Прицениваясь, такой спрашивает у приемщика, почем "рыжее" или "галда"? Опытный приемщик сразу поймет, что его собираются надуть, то есть подсунуть подделку, и попытается отвадить клиента. Делать это надо максимально вежливо.

"Если такой тебе предложит купить золото по 400 рублей за грамм, то посчитай ему по 200 рублей. Предлагай ему такую цену, чтобы он убежал", – советует Андрей. - Эти люди самые ранимые и злопамятные. Они не хотят работать, обижены на весь мир и считают, что им все должны. В том числе и ты. Поэтому важно с ними не спорить, ведь в крайнем случае тебя могут подстеречь после работы".

Среди посетителей, конечно же, бывают люди, достойные сочувствия. К примеру, кому-то срочно нужны деньги на лекарства или похороны и найти их где-то не представляется возможным. Но это редкость. Большинство клиентов даже не вызывает жалости.

"Бэу" сбывают в магазины?

Все ломбарды можно условно разделить на две категории. Первая – специализирующиеся на золоте, вторая – универсальные, принимающие все подряд.

Ломбарды, принимающие только золото, выгоднее для клиентов, так как предлагают более низкий процент, чем универсальные. Также там готовы покупать золото дороже – за 500-550 рублей за грамм (универсальный ломбард предлагает до 400 рублей). Еще многие из таких ломбардов хорошо зарабатывают за счет сбыта "бэушного" золота ювелирным магазинам, об этом рассказал приятель Андрея, дежуривший вместе с нами.

"Приемщики таких ломбардов нередко имеют связи в ювелирных магазинах, - рассказывает он. – Золотые изделия чистят, к ним прикрепляют бирки, и вот их выставляют на продажу". В итоге ломбард получает неплохой навар (грамм золота в магазине стоит от 1600 до 2000 рублей), а мы вместо новой вещи вполне можем купить "бэушку". Это тем более неприятно, так как говорят, что золото принимает плохую энергию человека и накапливает ее в себе.

В отличие от специализирующихся на золоте ломбардов, остальные принимают все подряд, в том числе сотовые телефоны, бытовую, оргтехнику, изделия из кожи и меха, автомобили. Универсальные ломбарды требуют большего количества навыков от приемщика. Во-первых, он должен уметь работать с золотом, отличать подделку. Сначала проверяем пробу. Кидаем изделие на твердую поверхность - настоящий металл звенит. Если есть сомнения, прибегаем к реактивам. Несмотря на то, что этому учат на специальных курсах, освоить самостоятельно все же легко. На внутренней стороне кольца делаешь царапину, капаешь небольшое количество реактива. Если это настоящее золото, то на месте царапины образуется темное желто-коричневое пятно, которое очень быстро исчезнет, так же, как и царапина. Подделка поведет себя иначе. Рандоль или медь отреагируют на реактив зеленой, желтой или синей пеной, а позолота – белой пеной с пузырями.

Проверить сотовый телефон на исправность тоже не так уж сложно. Смотрю, в порядке ли базовые функции, исправна ли камера, кнопки, динамик, джойстик. За сравнительно новый телефон, не старше полугода, приемщик может дать от 30 до 40 процентов его рыночной стоимости. Чем больше срок использования, тем ниже процент. Некоторые марки и модели телефонов вообще ничего не стоят, так как их не берутся чинить в мастерских. И приемщик должен об этом знать. А вот с оценкой дело обстоит сложнее. Дело в том, что цены на сотовые нередко скачут, а значит, нужно постоянно следить за динамикой. Кроме того, надо знать, какие модели купят охотно, а какие нет.

Если говорить о бытовой технике, то далеко не каждый ломбард примет стиральную машину, холодильник или пылесос. Для проверки этих вещей необходимы специальные условия и время. В общем, какую бы вещь ни оценивал приемщик, он не может себе позволить ошибиться – принять нерабочую технику или фальшивый металл. В противном случае за оплошность ему придется рассчитываться из своей зарплаты.

Милиции боятся

Устроился в ломбард – держи ухо востро. Мне, как новичку, конечно же, дали советы, как не попасться на ухищрения мошенников. Во-первых, нужно быть очень внимательным. Когда тебе пытаются вручить подделку или неработающую вещь, единственный совет – тщательно проверять предлагаемое изделие. Во-вторых, нельзя близко подходить к окошечку и давать покупателю в руки вещь, не взяв предварительно у него деньги. Он может сбежать с товаром, не рассчитавшись. Когда видишь, что тебя пытаются обмануть, припугни клиента милицией. Почти всегда это безотказно действует.

"В ломбардах нередко можно встретить надпись "Чужие и краденые вещи не принимаем". Но ни для кого не секрет, что около 80 процентов вещей там краденые", - говорит Андрей. Он мечтает когда-нибудь поменять профессию на более честную, чтобы избавить себя от грязи. Но все же у профессии приемщика есть свой плюс. "Эта работа дает возможность оценивать не только вещи, но и людей. Таким образом узнаешь подлинную цену жизни", – подводит итог Андрей.

Читайте полную версию на сайте