Трое из Простоквашино или кто такие сквоттеры
Куратор проекта Apartment.ru Ирина Козорог предлагает читателям ИА "Амител" с ее статьей "Трое из Простоквашино или кто такие сквоттеры".
Никто уже из россиян не верит в "доступное жильё", а в связи с финансовым кризисом, покупка квартиры откладывается на пару сотен лет. "Надеюсь, хоть правнуки будут жить в собственной квартире!" - с этими словами миллионы россиян неохотно расстаются с деньгами, заботливо отложенными для хозяйки съемной квартиры. Но какие бы суровые условия не вставали у людей на пути, выход всегда найдется. Человеческой изобретательности нет предела.
Зачем покупать жильё, если им можно завладеть?
Так называемые "сквоттеры" (лица, нелегально занимающие помещения) появились в районах Камдена в Лондоне, Кройцберга в Берлине, а также в Стокгольме, Брюсселе, Копенгагене (с его вольным районом Христианией) и, разумеется, в Амстердаме, коему и сегодня принадлежит пальма первенства в распространении данного феномена.
На Туманном Альбионе сквоттеры известны еще с 60-х, как раз со времен жилищного кризиса.
Как это не удивительно звучит, но даже в экономически развитой Англии "доступное жилье" совершенно недоступно. Многолетние очереди на получение квартиры заставили многих предприимчивых англичан искать альтернативные пути получения жилплощади. Не на улице же ночевать, в самом деле?
Большей частью квартир в Лондоне владеет государство, у которого есть свой жилфонд. Жадные домовладельцы не сдают дома или ломят бешеные цены. Строители придерживают новостройки, чтобы получить больше прибыли. Государство держит резерв квартир, которые не используются никем. У общественных организаций зачастую не хватает ресурсов, чтобы использовать принадлежащие им площади. Государственную площадь купить в Лондоне гораздо сложнее, чем частную, вот она и пустует. Государство обычно не продает квартиры, а сдает их в лиз лет так на 80. Поэтому на острове к началу XXI века оказалось почти миллион пустующих помещений. Такие места и становятся объектом сквоттинга и называются "сквотами".
Всё что вам потребуется – это взломать металлическую дверь (в Европе это первый признак того, что здание заброшено) и поставить свой замок (желательно дорогой и с "секретом"), чтобы другие не завладели "вашим приобретением" пока вы отсутствуете. Поэтому если вы слесарь, владеете навыками альпинизма (часто встречаются многоэтажные сквоты) или на худой конец взломщик со стажем – в Европе вас ждут с распростертыми объятиями. Умение вскрыть замок высоко ценится среди сквоттеров и хорошо оплачивается.
Заняв квартиру – главное её не потерять. А либеральные английские законы вам в этом помогут.
Нельзя ломиться в жилую квартиру, даже если хозяева в отъезде, а вот занять пустующую площадь можно.
Главное, чтобы не было свидетелей вашего "преступления", необходимо успеть врезать замок и своевременно оплачивать "коммуналку". Даже в пустующих домах всегда исправно отопление, электричество и канализация! Европейские органы власти – это не наши советские "крепкие хозяйственники" с "экономной экономикой" - просто не отключают эти "приятные опции".
Заняв пустующее помещение, дом, квартиру, следует помнить золотое правило сквоттеров: "В сквоте всегда должен находиться кто-то с 9 утра до 5 вечера". Это как раз то время, когда к вам могут заявится представители закона – управдомы. Вероятность посещения властями после 5 вечера близится к нулю. Главное – не открывать им дверь. Без ордера они к вам не сунутся. Лучше вежливо сообщите через дверь, что вы занимаетесь легальным сквоттингом, законы знаете (лучше процит ировать) и сами вызовете полицию, если к вам попытаются вломиться.
Если в ближайшее время не появятся законные новые жильцы, то вы сможете жить здесь пока не надоест. Если вы терпеливы и нахальны, то даже с появлением жильцов, которые законно приобрели "ваше" помещение, можете пожить в "своей" квартире – пока суд да дело.
В Лондоне есть целые улицы сквоттеров (London Fields).
Сквоттинг на Западе был и остается в рамках гражданского, а не уголовного законодательства. Прожив в таком помещении 12 лет – Вы становитесь его законным хозяином (хотя, после 2003 года процедура перехода собственности немного усложнена). Многие сквоттеры, которые стояли в очереди на жилье добивались получения квартир в хороших районах. Этому способствует и то, что сквоттеры стали серьезной организацией.
Практически в каждой стране есть консультационные службы для сквоттеров, которые оказывают информационную поддержку – "подберут жилье, отвечающее вашим запросам" (подскажут, в какой пустующий дом лучше вселиться).
Организация ASS (Advisory Service for Squatters) в Англии не только выпускает специализированную газету и имеет Интернет-ресурс, но также предоставляет бесплатно в случае необходимости услуги юриста, который представляет интересы сквоттеров в судах. Более того, они научат вас вскрывать замки и ремонтировать помещения без особых затрат для кошелька.
В Европе (особенно в Великобритании) настолько вольготно живется сквоттерам, что они не только занимают пустующие дома, библиотеки, полицейские участки и церкви (!), открывают клубы и кафе, но и заселились в шестиэтажный особняк стоимостью 10 млн. долларов.
Более того, в свое время Freston road в Западном Лондоне требовали от ООН объявить их сквоттерский городок суверенным государством! Против взлома нет приема, по крайней мере, в Англии.
Иначе обстоят дела в России. Здесь уметь вскрыть любой замок, если и обеспечит вас жильем, то только где-нибудь в районе Магадана и Воркуты. Периодически вам придется валить лес, вязать валенки и являться на вечернюю перекличку всего лагеря (далеко не пионерского).
Типичными сквоттерам можно назвать "троих из Простоквашино" - заняли чужой дом и "приструнили" слишком любопытного почтальона (местного представителя власти).
Среди реальных сквоттеров вспоминается известный писатель Исаак Бабель, который после революции успел некоторое время пожить в Аничковом дворце, в кабинете Александра III.
Вообще, сквот в СССР возник во многом не по социальным причинам, как на Западе, а по причинам сугубо творческим. Объединения "Детский сад", "Фурманный", потом сквоты в Чистопрудном и Трехпрудном стали поселениями художников, стремившихся к реализации своих замыслов и идей, для которых пространства мастерских было уже совсем недостаточно. Требовались изрядные площади. Кто-то из художников устраивался работать сторожем при какой-то организации, у которой были бесхозные пространства, потом на них селились его единомышленники, потом друзья единомышленнико. Вот так создавался сквот.
Сквот "Фурманный" в конце 80-х сал символом неофициального искусства. Одним из самых уникальных сквотов была арт-колония Саши Петлюры (псевдоним авангардного дизайнера-кутюрье Александра Ляшенко). Там проводились показы кино, мод, выступления балета и безумные дискотеки во дворе; работал бутик "инакой моды" тридцатых годов.
После выселения сквота/галереи из дома в Трёхпрудном пер. летом 1993 года большая часть художников перебралась в старый дом № 13 на улице Бауманской. Были сквоты и на Ордынке, на Петровском бульваре. В "Доме актёра" в Ростове-на-Дону поселились ростовские поэты и художники. А в Петербурге эпоха сквоттерства привела к тому, что художественное сообщество отвоевало себе место в центре, на Пушкинской 10. Кроме художников и музыкантов "Свободной культуры" здесь разместился Музей "Новой Академии Изящных Искусств" и Музей Нонконформистского Искусства, а также ряд галерей, театров и множество других творческих заведений и сообществ. Есть в Петербурге и сквот "Речники" - объединение молодых художников, которые кочуют из одного дома в другой.
Стоит отметить, как правило, все московские сквоты – это знаменитые арт-галереи. Примечательно, что наши сквоты возникали исключительно в центре города, а их пространством никогда не были заведения ангарного типа. Но власти рано или поздно обращали внимание на бесхозные помещения, и богеме приходилось освобождать уже обжитые было пространства.
Частное сквоттерское движение в России не развито. Мало кому удается надолго "поселиться" на каком-нибудь складе. Алкоголики потихоньку растаскивают металлосодержащее инженерное оборудование (типа батарей отопления). Нетрудно предположить, что та же участь со временем постигнет и все остальные конструктивные элементы, которые можно демонтировать и продать, а потому сторожа в три шеи гонят таких "квартирантов".
Основной проблемой развития сквоттерского движения является низкий уровень культуры и сознательности
"Ночные шабаши", "пьяные вечеринки" и груда пустых бутылок в округе рано или поздно привлекут внимание общественности, а встреча с родной милицией в отличие от гуманных английских "бобби" сулит крупными неприятностями и резким "ухудшением здоровья". Кроме того, наблюдается дефицит помещений пригодных для сквоттирования. В принципе, заброшенных зданий много, но те, которые пригодны для постоянного проживания/размещения культурных и образовательных инициатив, как правило, охраняются или контролируются какой-либо преступной группировкой (действующей под вывеской "охранного предприятия"), те же, которые никем не контролируются, быстро превращаются в полные руины местными бомжами-алкашами.
Таким образом, грамотно развивая сквоттинг в России, учитывая зарубежный опыт коллег, россиянам под силу негласно помочь государству реализовывать программу "Доступное жильё". В крайнем случае, заработать на билет в любую европейскую державу жители страны ещё в состоянии, а там, как известно, нас в беде не оставят, не пропадем. Заграница нам поможет!