Барнаулец Евгений Лавров совершил кругосветное путешествие
"Кругосветное путешествие для чайников", - так назвал историю своих приключений кандидат технических наук, победитель Алтайской краевой олимпиады по программированию, руководитель консалтинговой компании, а также - сценарист и аниматор фильма, известного в интернете как "Гамовер" (о том, как студенты играют в подобие тетриса с помощью окон здания АлтГУ, зажигая и выключая свет в комнатах), а теперь еще - и путешественник - Евгений Лавров.
Введение. Подготовка
В первых строках – о названии сего опуса. Называется он так, поскольку написан во многом для людей, еще не имеющих опыта самостоятельных путешествий, и только собирающихся ступить на эту скользкую тропинку. Собственно, и сам автор этих строк на момент начала путешествия мог похвастаться лишь сомнительным опытом пляжного отдыха в Египтах и Турциях, да организованных автобусных экскурсий по Европе. Иными словами, был тем самым "чайником". Поэтому, заранее прошу прощения у опытных путешественников за излишнюю наивность и "разжевывание" некоторых очевидных вроде деталей. Однако, возможно и вы, зубры, почерпнете из моего рассказа что-нибудь интересное.
Для начала приведу одну цитату из книжки, которой я пользовался при подготовке к путешествию:
(с) В. Шанин. Как путешествовать.
Гы, меня поставили в один ряд с мультимиллионерами. Но речь не об этом. При всем своем уважении к В. Шанину, замечу, что здесь он не прав. Не важно, посетил ты 187 стран, или не видел мира дальше булочной за углом, - стартовые возможности у всех равны. Надеюсь, дальнейшее повествование убедит вас в моих словах.
Итак, лежал я на диванчике перед телевизором, поплевывая в потолок. Увидел какую-то передачу про кругосветное путешествие. Стало любопытно, полез в интернет. Нашел несколько рассказов о кругосветных путешествиях. Промелькнула крамольная мысль, – а что, мне - слабо?!! Но в родном Барнауле турфирм, предлагающих кругосветные путешествия, почему-то не оказалось. Пришлось всерьез озадачиться термином "самостоятельное путешествие", и поискать информацию о самостоятельном составлении маршрутов, приобретении билетов, бронировании отелей, оформлении виз, и многом другом…
Немного теории. Кругосветным путешествием, или кругосветкой, принято считать путешествие, начинающееся и заканчивающееся в одной точке, в ходе которого должны быть с востока на запад или с запада на восток пересечены все меридианы, и дважды пересечен экватор.
- Напротив, вполне возможно, - возразил мистер Фогг.
(с) Жюль Верн. Вокруг света за восемьдесят дней
Один из доступных простому смертному способов съездить в кругосветку – так называемый кругосветный авиабилет. Такие билеты продают альянсы авиаперевозчиков oneworld, star alliance, sky team. На сайтах этих альянсов можно с помощью планировщика создать маршрут, ознакомиться с правилами оформления кругосветного билета, узнать тарифы.
Правила обычно такие: выбрав направление (с востока на запад или с запада на восток) нужно перемещаться от континента к континенту в заданном направлении. Обязательно нужно по разу пересечь Тихий и Атлантический океаны. Допускается сделать 15-16 стоповеров (остановок), какие-то сегменты пути (кроме черезокеанных) можно сделать "сухопутными" (или покупать билеты на них отдельно). Путешествие может длиться от 2 недель до года.
Дальше у разных альянсов есть нюансы – кто-то ограничивает количество стоповеров на каждом континенте, кто-то разрешает начать и закончить путешествие в одной стране, но в разных городах. Стоит билет (вместе со сборами) от 3000 евро, цена зависит от длины полета (количества миль) или количества посещаемых континентов. Но немного отвлекусь от билетов и порассуждаю о планировании путешествия.
Некоторые путешественники, неограниченные обстоятельствами (временем поездки, финансами и прочим) едут в путешествие без всякого плана или с очень размытыми планами (например, приеду в Венгрию, попутешествую там, а потом решу, когда и куда ехать дальше). Отдавая дань уважения подобному стилю, скажу за себя, что я так не умею.
По образованию я – программист, по текущей работе – руководитель проектов, и залог успеха любого проекта вижу в его тщательном планировании (несмотря на то, что "не бывает запрограммированного счастья" (с) Ирония судьбы или с легким паром).
А для успешного планирования нужно четко определить ограничивающие факторы. Для меня таковыми стали:
1) Я могу оторваться от работы не более чем на один календарный месяц. Но если запланировать путешествие в районе Нового года, к месяцу можно прибавить две недели праздников.
2) Бюджет поездки не должен превысить 400 000 рублей (страшно не люблю жить в кредит)
3) Посещение США крайне нежелательно, поскольку на момент планирования поездки (не знаю, как сейчас) вероятность получения визы туда холостяку без детей была очень низка.
4) Визовых стран не должно быть больше 10, поскольку большинство виз действует 3 месяца. Как рано я не занялся бы сбором виз, собрать больше 10 в указанные три месяца почти нереально.
Из-за фактора 3 из рассмотрения выпали альянсы star alliance и sky team. Их кругосветные билеты в любом случае включают в себя США. Остался oneworld, и его планировщик путешествий попался мне в руки около года назад. В планировщике вначале нужно на карте отметить сегменты путешествия (посещаемые точки), а потом по каждому сегменту выбрать дату полета и рейс (или отметить, что сегмент будет сухопутным). С этого момента началась кропотливая работа по составлению маршрута.
Общий контур маршрута я определил для себя быстро: Азия – Австралия и Океания - Южная Америка – Европа. Осталось в рамках этого контура наметить конкретные посещаемые точки (объекты). Здесь, помимо правил альянса, я руководствовался следующими критериями (в порядке убывания важности):
1) досягаемость объекта в рамках намеченного контура, целостность маршрута
2) интересность для меня объекта. Определялась рассказами путешественников из интернета и фотографиями из программы Google Earth (Планета Земля)
3) визовый режим страны (информацию также легко найти в интернете)
Ограниченность только полетами альянса oneworld приводит к тому, что начинать и заканчивать путешествие
Москва - Япония (Токио) - Китай (Шанхай) - Гонконг - Таиланд (Бангкок) - Сингапур - Индонезия (Денпасар Бали) - Австралия (Перт, Улуру, Мельбурн, Сидней) - Новая Зеландия (Крайстчерч, Куинстаун, Окленд) - Чили (Сантьяго, Пуэрто Монт, Пунта-Аренас) - Аргентина (Ушуайа, Буэнос-Айрес, Игуасу) - Бразилия (Фоз ду Игуасу, Сан-Паулу, Манаус, Рио-де-Жанейро) - Испания (Мадрид) – Москва
С учетом того, что на все – про все полтора месяца, в каждом пункте я нахожусь в среднем от 1 до 4-5 дней.
фунтов, которые вы можете потерять из-за непредвиденной задержки!
- Непредвиденного не существует, - спокойно ответил Филеас Фогг.
- Мистер Фогг, но ведь срок в восемьдесят дней - срок минимальный.
- Хорошо использованный минимум вполне достаточен.
- Но, чтобы не опоздать, вам придется с математической точностью
перескакивать с поезда на пакетбот и с пакетбота на поезд!
- Я и сделаю это с математической точностью.
(с) Жюль Верн. Вокруг света за восемьдесят дней
Если быть совсем честным, то непредвиденное существует. И с этим непредвиденным я, как и Филеас Фогг, столкнулся в ходе своей поездки (об этом несколько позже). Но подготавливая поездку, необходимо быть также абсолютно уверенным, что со всеми трудностями ты справишься. В противном случае руки опустятся слишком быстро.
(с) Жюль Верн. Вокруг света за восемьдесят дней
А вот об этом надо просто помнить. И все. Ну да хватит лирических отступлений. В мае стало понятно, что у меня есть деньги для осуществления проекта. Но тут меня ждала первая неприятность, – с 1 июня всемирно вводился электронный билет, а это значило, что вместо 20 перелетов по билету я могу рассчитывать только на 16. Поиски компании, способной до конца мая продать мне бумажный билет, завершились неудачей. Пришлось сокращать сегменты. Какое-то время я пытался найти в Барнауле агентство, способное мне оформить билет, но все поиски привели к тому, что стало ясно, - работать нужно напрямую с Москвой.
В Иберии вообще про кругосветный билет ничего не слышали. В JALe взялись за оформление, однако не подтвердили ключевые перелеты. Я решил попробовать московское представительство Qantas – talaviation. Общение с ними растянулось на пару месяцев, так как на каждое письмо они отвечали около недели. Вскоре стало понятно, что ключевой перелет Окленд – Сантьяго при всем желании забронировать не удастся – нет мест по нужному особому тарифу в течение всего декабря. Пришлось включать в свой маршрут Таити и докупать в другом месте перелет из Сиднея до Папеэте.
Следующая неприятность ждала меня, когда все билеты уже были забронированы, и я перечислил в Москву деньги. Авиакомпания LAN на каком-то основании отменила бронь двух моих перелетов по Аргентине, менеджер, занимавшаяся моими билетами, ушла в отпуск, а замещающая ее вообще не особенно в курсе дела. После возвращения менеджера через две недели выяснилось, что удастся восстановить один из перелетов, правда, на неудобное время.
Второй перелет пришлось покупать отдельно в другой авиакомпании. Помимо кругосветного билета, через travel.yahoo.com приобрел перелеты Крайстчерч - Сидней, Сидней - Папеэте, Ушуайа - Буэнос-Айрес, а также внутренние перелеты по Бразилии. Для этого пришлось завести кредитную карту и расплачиваться в интернете ею.
На сайтах авиакомпаний приобретены внутренние перелеты по Полинезии и Барнаул-Москва-Барнаул. Общий маршрут получился такой: Барнаул – Москва - Япония (Токио) – Сингапур – Австралия (Перт, Айерс Рок, Сидней) – Новая Зеландия (Куинстаун, Те Анау, Милфорд Саунд, Данидин, Крайстчерч) – Австралия (Сидней, Катумба) – Французская Полинезия (Таити, Хуахине, Бора-Бора, Морея) – Чили (остров Пасхи, Сантьяго, Пунта-Аренас) – Аргентина (Ушуайа, Буэнос-Айрес, Игуасу) – Бразилия (Фоз-ду-Игуасу, Куритиба, Сан-Паулу, Манаус, Рио-де-Жанейро) – Испания (Мадрид) – Москва – Барнаул.
Всего стоимость авиабилетов составила:
Кругосветный билет – 125 000 руб.
Барнаул – Москва - Барнаул – 11 737 руб.
Крайстчерч – Сидней - 5 106 руб.
Сидней – Папеэте – 27 048 руб.
Папеэте – Хуахине – Бора-Бора – Папеэте – 10 800 руб.
Ушуайа – Буэнос-Айрес – 4 416 руб.
Фоз-ду-Игуасу – Манаус – 14 618 руб.
Манаус – Рио-де-Жанейро – 8 855 руб.
Итого: 207 130 руб.
Естественно, возникает вопрос: а стоило ли вообще заморачиваться с кругосветным билетом? Перед его оплатой я попробовал составить похожий маршрут из отдельных перелетов разных компаний.
Оптимальный по стоимости маршрут получился такой: Новосибирск – Пекин – Гонконг – Куала-Лумпур – Джакарта - Бали – Перт - Мельбурн – Сидней – Крайстчерч - Куинстаун – Окленд – Сантьяго – Буэнос-Айрес – Игуасу - Сан-Паулу – Рио-де-Жанейро – Манаус – Каракас – Москва – Барнаул. Стоил он 173 200 рублей, то есть на 34 000 дешевле. Как видно, в этом маршруте намного больше Азии, но нет Улуру, Полинезии, острова Пасхи, Огненной Земли. Здесь сыграл свою роль субъективный фактор, - я решил, что Азия рядом и туда слетать я всегда успею, а окажусь ли когда-нибудь еще на Бора-Бора или на Огненной Земле, – большой вопрос. Поэтому был приобретен вариант с кругосветным билетом. Тем не менее, как видно, резервы для оптимизации стоимости кругосветки есть, и довольно большие.
Итак, маршрут составлен. С 30 ноября по 14 января мне предстоит совершить 25 перелетов, преодолеть 70 000 километров пути, провести четверо суток в самолете. Осталось дело за малым, – оформить визы.
У упомянутых ранее Магеллана с Гагариным в ходе их кругосветок по разным причинам не было необходимости оформлять кучу виз. Мне же несколько сложнее, - все страны на моем пути визовые. Однако есть нюансы.
Поскольку почти через все страны по маршруту я еду транзитом, появляется возможность оформления так называемых транзитных виз (для получения которых достаточно предъявить билет в следующую страну и ее визу). При этом некоторые транзитные визы (например, японская), оформляются по прилету, некоторые (австралийская) – в посольстве, но бесплатно и за значительно меньшее время. В Сингапуре при наличии билета в третью страну можно находиться без визы 4 дня, для получения японской и австралийской визы срок пребывания в стране не должен превышать 3 дней. Эти нюансы я учел при составлении графика своей поездки, - в Японии я всего 2 дня, в Сингапуре – 3, в Австралии – два раза по 3 дня.
Во множест
Некоторые (в основном российские) путешественники для оформления визы бронируют отель, а после получения визы (для чего в отеле консульство, возможно, запрашивало факс с подтверждением), отменяют бронирование или просто не приезжают в отель. Я могу понять такое поведение, когда планируешь жить в палатке или у друзей, но когда так делают только для того, чтобы по приезду выбрать более понравившийся отель, - это за гранью моего понимания. Ведь отель, отправивший в Россию два-три факса с подтверждением, за которыми последовал "облом" со стороны путешественника, рано или поздно такие факсы отправлять перестанет, да и с коллегами поделится информацией. Так кому мы копаем яму? Самим же себе. По этой причине, во всех отелях, забронированных мною, я и жил (за исключением одного в Пунта-Аренасе, где мне просто не открыли дверь по приезде).
Для бронирования я пользовался сайтами hostelworld.com (подавляющее большинство отелей), asiarooms.com, travel.yahoo.com, booking.com. Вот список отелей и цен за проживание там:
Дата Страна Город Отель Стоимость, USD
2 дек Япония Токио Tokyo Green Palace 83,9
3 дек Япония Токио Narita Airport Hostel 17,62
4 дек Сингапур Сингапур The InnCrowd Backpackers Hostel 14,5
5 дек Сингапур Сингапур The InnCrowd Backpackers Hostel 14,5
6 дек Сингапур Сингапур The InnCrowd Backpackers Hostel 14,5
7 дек Австралия Перт Townsend Lodge 29,73
8 дек Австралия Юлара Voyages Outback Pioneer 28
9 дек Австралия Сидней Base Sydney 27,18
10 дек Нов. Зеландия Куинстаун Queenstown Lakefront 21
11 дек Нов. Зеландия Куинстаун Queenstown Lakefront 21
12 дек Нов. Зеландия Те Анау YHA Te Anau 29,01
13 дек Нов. Зеландия Те Анау YHA Te Anau 29,01
14 дек Нов. Зеландия Данидин YHA Dunedin 14,51
15 дек Нов. Зеландия Крайстчерч Jailhouse Accommodation 17,27
16 дек Нов. Зеландия Крайстчерч Jailhouse Accommodation 17,27
17 дек Австралия Сидней Base Sydney 27,18
18 дек Австралия Сидней Base Sydney 27,18
19 дек Австралия Сидней Base Sydney 27,18
19 дек Фр.Полинезия Папеэте Fare Suisse 100
20 дек Фр.Полинезия Папеэте Fare Suisse 100
21 дек Фр.Полинезия Папеэте Fare Suisse 100
22 дек Фр.Полинезия Папеэте Fare Suisse 100
23 дек Фр.Полинезия Папеэте Fare Suisse 100
25 дек Чили Остров Пасхи O'tai 126
26 дек Чили Остров Пасхи O'tai 126
27 дек Чили Сантьяго Hostal de Sammy 11,9
28 дек Чили Сантьяго Hostal de Sammy 11,9
29 дек Чили Пунта-Аренас Hostal El Mirador 20,63
30 дек Чили Пунта-Аренас Hostal El Mirador 20,63
31 дек Аргентина Ушуая Antarctica Hostel 13,66
1 янв Аргентина Буэнос-Айрес Hostel Suites Obelisco 34,15
2 янв Аргентина Буэнос-Айрес Hostel Suites Obelisco 34,15
3 янв Аргентина Игуасу Hostel Park Iguazu 15,37
4 янв Бразилия Фоз-де-Игуасу El Shaddai 28
5 янв Бразилия Манаус Hostel Manaus 25,8
6 янв Бразилия Манаус Hostel Manaus 25,8
7 янв Бразилия Манаус Hostel Manaus 25,8
9 янв Бразилия Рио-де-Жанейро Apa Hotel 70
11 янв Испания Мадрид Mad Hostel 26,6
ИТОГО: 1549,75
С учетом среднего курса во время поездки 28 руб/usd, к бюджету добавилось примерно 43 393 руб.
Теперь, собственно, о визах. Живя в Барнауле, немного сложно убежать с работы на 2 часа, чтобы занести в консульство документы на визу. Хотя бы потому, что в Барнауле нет консульств, посольств и визовых центров, а почти все они – в Москве. Соответственно, у немосквичей есть несколько вариантов подачи документов на визу.
1. Съездить в Москву. В моем случае это значило бы дополнительных 14 перелетов, и общий бюджет поездки вырос бы где-то на 100 000 рублей. Отпуск бы нужно было увеличить как минимум на 7 дней.
2. Отправить документы в консульство по почте. Некоторые посольства, например, Австралии и Новой Зеландии, действительно принимают документы по почте. Но даже если бы все посольства делали так, срок оформления виз для меня увеличился бы на время доставки корреспонденции из Москвы в Барнаул и обратно. А при имеющемся у меня времени это – непозволительная роскошь.
3. Попросить своих друзей/знакомых в Москве (если таковые есть) потаскать паспорт по консульствам. Пожалуй, в одно-два консульства друг сходит, а потом вежливо пошлет куда подальше и будет прав.
4. Обратиться в курьерскую службу в Москве. Думаю, это самый дешевый и эффективный способ оформления виз. Но, увы, я им не воспользовался. Решил немного сэкономить свое время (при этом способе нужно было бы постоянно созваниваться с консульствами, узнавать время их работы, готовность виз, когда можно придти принести документы/забрать паспорт, сообщать эту информацию в курьерскую службу). Я (наверное, зря) прибег к пятому варианту.
5. Обратиться в агентства, специализирующиеся на оформлении виз. Для меня этот способ мало чем отличался от четвертого варианта (все документы готовил все равно я сам), однако стоят их услуги намного дороже. Так виза в Чили обошлась мне в 4000 руб., в Аргентину и Бразилию – по 5500 руб., Австралию и Новую Зеландию – по 2000 руб. Единственные плюсы, - агентства знают график посольств, сами с ними постоянно созваниваются, а также могут владеть какой-то информацией, которая не лежит на поверхности, но может помочь в ускорении процесса получения виз. Так, в одном агентстве мне подсказали, что паспорт на визу в Чили (которая оформляется минимум три недели) можно не отдавать, а сделав запрос с копией, таскать паспорт в другие посольства. Но, повторюсь, в целом, - овчинка выделки не стоит, и эту информацию (при желании) я должен был найти в интернете.
Для получения большинства виз требуется заполненная анкета посольства (кроме аргентинской можно было найти в интернете), справка с работы с указанием должности, зарплаты и сроков отпуска, справки из банка о состоянии счета, билеты и брони отелей. На отправку этой макулатуры в Москву тоже нужны деньги. А теперь – по порядку…
Как уже говорил, решено было в Австралию не оформлять туристическую визу в связи с ее муторностью, а сделать двойную (по три дня) транзитную. Но для этого нужно вначале оформить визы Новой Зеландии и Французской Полинезии. Фирму, относящую паспорт в посольства Новой Зеландии и Австралии нашел быстро, берут за визу по 2000 руб.
А вот с Полинезией оказалось намного сложнее. После обзвона порядка 30 фирм только одна взялась оформлять визу во французском посольстве без присутствия. Я отправил туда документы, они посмотрели на них и сказали, - отправляйте деньги. 9000 рублей. Делать нечего, вариантов больше нет, самому лететь в Москву все равно дороже, отправил деньги. Звоню узнать, как дела с моей визой. Э, говорят, так Вы летите в декабре, а сейчас – август. Документы принимают только с сентября, так что ждите.
Бог с ним, говорю, несите мои документы в фирму, которая делает Новую Зеландию. Отнесли. А там – тоже только за три месяца. Приходится ждать. Наконец, документы отдают в посольство. Там требуют дополнительные документы – резюме моей фирмы на фирменном бланке, подтверждение оплаты авиабилетов. Отправляю. Звонят и долго расспрашивают, как я с такой крохотной суммой на счете еду в кругосветку. Объясняю чего-то.
Еще спрашивали, какие города я собираюсь посетить в Аргентине (!) и чем занимается моя фирма. Через какое-то время виза готова, но узнаю об этом я сам, позвонив в посольство. На дворе уже конец сентября, до начала поездки чуть больше двух месяцев, а у меня на руках одна виза. Из восьми нужных.
Звоню в фирму по Французской Полинезии, говорю, хватайте руки в ноги, тащите паспорт во французское посольство. Они - "Хорошо". Через пару дней звоню узнать как дела, оказывается только забрали паспорт с новозеландской визой. Дальше всё, - как в кошмарном сне. Звоню каждый день, говорят "Женечка, не волнуйся, вот-вот отнесем твой паспорт". Именно "Женечка" и именно "твой". Или вообще говорят "Нам сейчас некогда". Потом слышу "Не волнуйся, к следующей пятнице виза будет готова". И, наконец, в указанную пятницу "Мы вчера относили твой паспорт в посольство, нам сказали, требуется личное присутствие. Прилетай, мы вернем деньги".
В глазах помутнело. Конечно, здорово, что мне вернут деньги, но на дворе 10 октября. Вылетать 1 декабря. Только чилийскую визу делают 3 недели. Остальные визы – не меньше недели. По всем подсчетам, никуда я уже не улетаю. Терять нечего, беру билет и вылетаю в Москву.
Деньги в фирме мне отдают, правда, потеряли мои фотографии. Фотографируюсь, отношу документы во французское посольство, говорят, будем делать 10 рабочих дней. Отдаю в другое агентство документы на южноамериканские визы, а также в то, где оформил новозеландскую, - на австралийскую. На следующей неделе приходит три радостные новости, полинезийская виза готова (делали 4 дня), австралийскую сделали за день, а чилийцы на 3 недели готовы взять только копию паспорта, в это время можно оформлять другие визы. Появляется свет в конце туннеля.
Неожиданно легко, за 3 дня (несмотря на информацию, почерпнутую из интернета) удалось получить аргентинскую визу – достаточно было попросить забронированные общаги написать по е-мейлу подтверждение в консульство – ни один не отказал! Бразильцам нужны забронированные отели по всему маршруту. Они оформляют мою визу одновременно с чилийской. Потихоньку паспорт заполняется визами, а к середине ноября становится понятно, что я успеваю сделать даже испанскую визу (а я уже планировал провести сутки в аэропорту Мадрида). В это время в Москву как раз едет моя мама, ей-то я и поручаю оформить испанскую визу. Здесь проблем тоже не возникает.
Итак, общие затраты на получение 7 виз:
Услуги агентств – 19 000 руб.
Услуги переводчика (для Новой Зеландии) – 1 000 руб.
Услуги нотариуса (доверенности) – 1 500 руб.
Поездка в Москву – 11 000 руб.
Почтовые расходы, страховки – 4 000 руб.
Испанская виза – 2 500 руб.
Полинезийская виза – 1 800 руб.
Итого: 40 800 рублей
В далеких странах, возможно, придется общаться с местным населением, а русский язык, к сожалению, не везде входит в обязательную школьную программу. Иными словами, иностранные языки надо знать. Увы, но я в их изучении не преуспел. И если по-английски изъясниться на элементарном бытовом уровне я могу, то остальные языки в меня просто "не лезут". Тем не менее, и в Японии, и во Французской Полинезии, и в Южной Америке я как-то остался жив, сел на свои самолеты, поселился в свои гостиницы, нашел интересующие меня объекты, и даже иногда удавалось перекусить. Главный минус, - на всех экскурсиях я был исключительно зрителем, но никак не слушателем.
Если же Вам болтовня экскурсовода неинтересна, и с коренными жителями Вы не собираетесь плотно общаться на предмет культурного обмена, то и знание языков в путешествии, по сути, не является жизненной необходимостью. Да, с языками, безусловно, проще. Но и без них можно.
Кстати, напуганный информацией, что в Южной Америке никто не знает английского, два месяца перед поездкой и половину пути в самолете пытался выучить испанский. Научился считать до 14, выучил еще слов 10, и на этот мой поток входящих знаний иссяк. Но, повторюсь, об отсутствии знаний испанского серьезно пожалеть мне не пришлось.
Напоследок, – об экипировке. К этому вопросу я отнесся по принципу, - чем меньше вещей, тем легче, а значит больше всего я смогу увидеть, прямо выйдя из самолета. То есть у меня было всего два рюкзака, - на 40 литров и "городской", необходимый минимум одежды, путеводители (в том числе и куча распечаток из Lonely Planet), аптечка и средства гигиены, распечатки электронных билетов и броней отелей, техника и зарядные устройства к ней. Чуть подробней о технике.
К поездке я прикупил ноутбук Acer Eee1000, через его WiFi я выходил интернет, на нем я смотрел в самолете фильмы и хранил сделанные фотографии. Конечно, был мобильный телефон (куда без него), коммуникатор HTC 3470, использованный в качестве GPS. Подробные карты для GPS почти по всем странам (кроме Французской Полинезии) я нашел в интернете. Из фотоаппаратов была мыльница Canon и ультразумовый Panasonic Lumix FZ18, то бишь, не ахти что. Но фотографом я сам себя считаю посредственным, и согласен с утверждением "Хороший фотограф на мобильник сделает фотографию лучше, чем плохой фотограф на супер-пупер-зеркалку". Поэтому почем зря деньги на крутой фотоаппарат переводить не стал.
На этом, собственно, почти годовая подготовка закончилась, и настала пора отправляться в путь.
День 1. 30 ноября. Поехали!
Проснулся дома. Воскресенье, и так лениво рано вставать! А мне еще сегодня надо ехать в кругосветку. Может, ну ее, эту кругосветку? Полтора месяца трястись в самолетах, кормить малярийных комаров на Амазонке, мерзнуть на Огненной Земле, потеть в Австралийской пустыне, снашивать ботинки в горах Чили и Новой Зеландии… И ради чего??? Не, не поеду!
Звонит телефон:
- Такси заказывали? Через пять минут белая иномарка…
- Ага, выхожу.
Взваливаю один рюкзак на спину, второй беру в руку и иду на улицу. Такси везет меня в аэропорт. Обратно пути уже нет.
В аэропорту упаковывать рюкзак в целлофан неохота. Засовываю его в заранее приготовленный мешок для мусора, заматываю скотчем и кладу на багажную стойку. Девушка на регистрации подозрительно косится на меня, но ничего не говорит.
Самолетом компании S7 лечу в Москву, преодолевая первые тысячи километров. Москва - это место, где находится большинство консульств других стран, и откуда мне предстоит лететь за границу. Больше в Москве делать нечего.
На Павелецком вокзале встречаюсь с приятелем, болтаем о жизни, он делает первые путевые снимки начинающего кругосветчика.
Затем я еду отдыхать и набираться сил к своим родственникам в Митино.
День 2. 1 декабря. JAL
С утра съездил на митинский радиорынок и купил за 400 рублей адаптер для розеток в разных странах и тройник, – техники у меня много, а далеко не везде меня обеспечат пятью розетками.
После обеда выдвинулся в сторону аэропорту. В домодедовском экспрессе удивился как какой-то мужичок (судя по всему, дипломат) полчаса на весь вагон по телефону обсуждал чуть ли не государственные тайны.
На регистрации JAL на рейс в Токио номер с мусорным мешком не проходит, говорят "Уберите это". А когда его убираю, оказывается, что рюкзак – негабаритный, и нужно нести его на особую стойку (нигде, кроме Домодедово, такого больше не встречал).
Ожидаю посадки. На самолет спешит стайка японских стюардесс. Перед дверью они все останавливаются, разворачиваются к пассажирам и кланяются.
Вот и я в самолете. Первый раз я полечу в Боинге-777, и первый раз – иностранной авиакомпанией. Замечаю, что на своем ряду из 9 кресел я сижу один (кстати, кресла очень удобные). Да и вообще, в самолете на 350 мест от силы 30 пассажиров. Это, впрочем, неудивительно, - при ценах от 3000 долларов в одну сторону (у меня кругосветный билет с 14 перелетами стоит ненамного дороже). Но, и уровень обслуживания здесь соответствующий.
Вначале я неподетски (опять-таки впервые, чего взять с человека, который до этого летал лишь немного по России да чартерами на курорты) обрадовался наличию компьютера в спинке кресле перед собой. Ага, а управляется он видимо с пульта, спрятанного в ручке кресла. Начинаю тыкать во все кнопки… Через минуту прибегает стюардесса, приветливо улыбается. Не, мне ничего не надо. Продолжаю разбираться с техникой. Прибегает другая стюардесса. А, этой кнопкой я вас постоянно вызываю? Ну ладно, не буду ее пока нажимать. Так, тут можно слушать музыку, смотреть фильмы, играть в игры, но самое интересное – наблюдать, где мы летим (тем более, все фильмы не на русском, а музыка какая-то скучная). Уф, вроде наигрался, надо пульт засунуть опять в ручку кресла. Елы-палы, не засовывается. Подбежавшая стюардесса объясняет, нужно резко дернуть шнур, и тогда пульт "заедет" на место. Хм.
Приносят ужин. Сегодня потчуют роллами, большим куском мяса, пирожными, еще чем-то. Чай-кофе разносят несколько раз, пока не убедятся, что всем они точно не нужны. Пока хватает сил, слежу, где мы. В районе Норильска (ума не приложу, зачем летим так северно) клонит в сон. Слава богу, соседние места свободны, у меня есть три подушки и три одеяла, и слегка подремать получится.
День 3. 2 декабря. Аригато газаимасо, или трудности перевода
Подлетаем к Японии, и почти сразу начинаются горы. Не знал, что Япония – настолько горная страна. Одна гора особенно выделяется своей вершиной среди остальных. Полагаю, что это Фудзияма.
А вот, наконец, и Нарита, аэропорт Токио. Приземляемся, выходим в рукав. Я немного зазевался, осматривая аэропорт, и тут понимаю, что никого из людей вокруг уже нет. Поднимаюсь по лестнице, по которой вроде ушли все пассажиры моего рейса, и оказываюсь в замкнутом пространстве с дверями, которые закрыты.
Охватывает легкая паника. Но тут раздается шум приближающегося поезда, двери открываются, и я захожу в вагон. Оказывается, к зоне паспортного контроля и получения багажа нужно ехать на поезде.
Приезжаю на следующую "станцию", но тут также безлюдно. И тут замечаю дипломата из домодедовской электрички, который вчера еще разбалтывал государственные тайны, а сегодня изучает какие то бумаги.
"Куда тут идти-то?", - спрашиваю его на чистом русском. А, вон туда, махает рукой он.
Нахожу стойку Counter A. Говорю - хочу shore pass (японскую транизтную визу, получаемую по прибытию). Девушка за стойкой, - давайте ваш посадочный талон. Достаю посадочный талон с рейса, которым прилетел. Девушка - нет, на рейс, которым полетите дальше. Я ей - да как бы за 2 дня до полета посадочные талоны никому не дают. У нее глаза округлились "Как за два дня???" Я "ну так" и достаю распечатку своего электронного билета. Она еще в большем шоке, - "Shore pass выдается только на следующий рейс в этом направлении".
Думаю, чего она так искренне удивляется, неужели таких пройдох, как я, у нее меньше 20 за день. Включаю полного дурака, постоянно кланяюсь, улыбаюсь, твержу как заводной "я путешествую вокруг света, альянс oneworld не смог мне подобрать билет на следующий рейс", сую ей свою визитку на русском языке. Минут через 5 она спрашив
Дело в том, что я забронировал два отеля - один в Токио, а второй (перед вылетом) в Нарите. Shore-pass не предусматривает покидание Нариты. Достаю распечатку брони отеля в Нарите с завтрашней датой, мило улыбаюсь. Девушка хлопает глазами, не смотрит (о, счастье!) на даты в распечатке и оформляет мне shore-pass. "Аригато газаимасо!", говорю, типа "Большое спасибо". Других японских слов я не знаю.
Прохожу таможню и паспортный контроль (кстати, никаких отпечатков пальцев у меня не брали), сразу направляюсь за билетом на экспресс в Токио (стоит где-то 10 000 иен, надо было на простой поезд билет брать), и тут меня настигает следующая засада. Ко мне бежит полицейский и кричит "Покажи свой паспорт!" Показываю паспорт, он смотрит на shore-pass, я в это время ненавязчиво кручу в руке билет до Токио, пытаясь спрятать его в карман. Полицейский зачем-то переписал мои паспортные данные к себе на бумажку и убежал. Я, так и не поняв, чего ему было надо, отправился к поездам.
На моем билете чт
Сажусь в вагон. Подходит какой-то японец, удивленно смотрит на меня, и садится рядом. На половине пути понимаю причину его удивления. Подходит кондуктор, о чем-то говорит с японцем, потом просит меня показать билет. Оказывается, тут все билеты – по местам, а я занял чужое место. Удивительно еще, что в свой вагон зашел! Просят меня пересесть.
За окном сельские пейзажи сменяются на индустриальные, и вот мы – в центре Токио. На станции Tokyo Central все жутко запутано. Тут куча турникетов, какие-то зоны для уже вошедших в метро, какие-то – для вошедших на железную дорогу, какие-то для тех и других… Брр! С громадным трудом нахожу выход на улицу.
В Токио была осень. Пейзажи центра Токио радуют глаз яркими цветами. На какой-то центральной площади проходит байк-шоу. Обратите внимание, мотоциклы с люльками – леворульные.
Недалеко от площади находится императорский дворец, окруженный рвом. В окрестных прудах, как ни в чем ни бывало, плавают лебеди. На территорию дворца пускают бесплатно, только выдают карточку, которую надо сдать на выходе. Строений тут мало, в основном сады. Атмосфера очень приятная
Выхожу из императорского дворца с другой стороны, перехожу по мостику дорогу, и оказываюсь в парке Кита-но-мару.
Возле Будокана пообедал в кафешке. Кредитные карточки не принимают (как выяснилось позже, их не принимают в Японии почти нигде). Еда была японская, но, в то же время, вкусная.
Поднимаюсь на холм в парке, отсюда открывается вид на речку. Перехожу на другой берег. Здесь находится храм Ясакуни. Громадные ворота называются тории.
Пора и отдохнуть немного. Направляюсь пешком в свой отель Tokyo Gre
Добираюсь до отеля. В номере меня ожидает кимоно,
Недалеко от отеля припарковалось машинка, из которой доносятся веселые японские песни.
Иду в метро, и пытаюсь разобраться с его системой. Здесь вначале по схеме на стене нужно найти, сколько стоит проезд до станции назначения, и оплатить в автомате нужную сумму, - автомат выдаст билет. А здесь отнюдь не 11 линий, как в Москве, а намного больше, и все переплетены в хитрые японские узоры. Вначале я планирую съездить на станцию Сибуя. Наконец, билет куплен, вставляю его в турникет, но выходить из метро тоже надо будет по нему.
Евгений Лавров
продолжение следует