Новосибирские военные попытались взыскать с курсанта стоимость поломанной техники
Пятого марта прошлого года на учебных занятиях по вождению двигатель БРМ-1, которой управлял Сергей Лупанов, вышел из строя из-за утечки масла. По мнению руководства НВВКУ, вина за это лежит на курсанте: увлекшись маневрами, за приборами, дескать, не следил. А утечку масла заметил только когда машина встала. Поразмышляв над тем, как теперь возмещать 130-тысячный ущерб, начальство вначале привлекло Лупанова к ограниченной административной ответственности: удержало с него один оклад и одну надбавку за выслугу лет в общей сложности около 2,5 тысяч рублей.
Этим бы дело и кончилось, но военные решили еще и взыскать с Лупанова, учеба которого так дорого обошлась, полную стоимость двигателя. Научить, так сказать, рублем. Изучив требования военного учебного заведения, военный суд в иске отказал. Потому как, во-первых, курсант не был материально ответственным лицом. Во-вторых, повредил двигатель не умышленно, а по неосторожности. И, наконец, в-третьих, училище таким образом пыталось дважды наказать человека за одно и то же административное нарушение, что совсем не укладывается в рамки закона.
Любопытно, что в Новосибирском гарнизонном суде рассмотрены еще два аналогичных иска НВВКУ к собственным военнослужащим. Решения по ним в законную силу еще не вступили, но суть такова: к материальной ответственности за утраченное имущество на этот раз пытались привлечь двух офицеров, командиров танковых взводов. Они-то, конечно, несли материальную ответственность за танки. Однако и в этих случаях суд не принял сторону училища (которое, к слову, судиться со своими офицерами решило лишь в 2009 году, хотя события имели место четыре года назад).
Еще в 2005 году после очередных учений на полигоне Шилово офицеры не смогли поставить танки на территорию парка - там просто не было места. Пришлось оставить машины возле забора, чтобы дневальные все же могли приглядывать за техникой. После этого командиры взводов уехали в училище, которое находится за много километров от полигона. А забор тем временем по решению руководства НВВКУ перенесли на пять метров от злополучных танков. В результате машины остались в чистом поле, о чем материально ответственные офицеры не знали, а местное население активно пользовалось.
Например, с одного из танков утащили 200-килограммовый люк (кто-то сдал хорошую партию цветмета), со второго исчезло тоже много полезных вещей. Ответственность за это училище намерено возложить на офицеров, которые, видимо, должны были ночевать рядом со своими машинами. Будут ли обжалованы отказы суда, который принял логику командиров взводов, пока неизвестно.