Комитет Госдумы РФ по охране здоровья намерен ужесточить ответственность за фальсификацию лекарственных средств
Проблема фальсификации лекарственных средств носит международный характер. Об этом сообщила председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья Ольга Борзова.
По ее словам, доля подделок в развитых странах колеблется в широком диапазоне от 1 до 20% от лекарств, находящихся в обороте. "Основным источником фальшивых и контрафактных лекарств являются страны Юго-Восточной Азии, на долю которых приходится около восьмидесяти процентов всех ввезенных в страны Евросоюза фальшивых лекарств. Наиболее часто подделываются популярные у населения препараты, продаваемые без рецепта", - отметила Ольга Борзова.
Как сообщили ИА "Амител" в комитете Госдумы РФ по охране здоровья, в России официально зарегистрированное количество изъятых из обращения серий лекарственных средств составляет менее одной десятой процента, из которых 40% составляют подделки отечественных препаратов, а оставшиеся - это подделки зарубежных лекарственных средств. В то же время, по мнению экспертов, доля фальсификатов на российском рынке доходит до 5%.
Несмотря на то что действующее российское законодательство содержит три десятка статей, позволяющих использовать их для целей уголовного или административного преследования за фальсификацию лекарственных средств, само понятие "фальсифицированное лекарственное средство" отсутствует в законодательстве, что резко снижает эффективность борьбы с фальсификацией лекарств.
Например, Росздравнадзор направил в 2007 году в правоохранительные органы 14 материалов для пресечения деятельности 32 фармацевтических организаций, участвующих в обращении фальсифицированных лекарств. Однако получены ответы применительно лишь к семи организациям. Аналогичная ситуация наблюдалась и в 2008 году.
По мнению специалистов, наряду с усилением государственного контроля качества лекарственных средств, в России назрела необходимость внесения изменений в действующее законодательство, направленных на ужесточение ответственности за фальсификацию лекарственных средств. Каждый производитель таких препаратов должен осознать неотвратимость наказания за свои деяния.
В Комитете по охране здоровья продолжается работа по подготовке законопроекта, в котором будет предусмотрено внесение изменений в Уголовный кодекс и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. "Следует увеличить размер максимального штрафа за обращение фальсифицированных лекарственных средств с 300 тыс. до 500 тыс. рублей, при этом целесообразно увеличить максимально возможный срок лишения свободы с двух до трех лет. Если причинен вред здоровью человека, то сейчас на виновника налагается штраф, либо происходит лишение свободы. Мы предлагаем ввести обязательное лишение свободы виновных лиц со штрафом в размере до 500 тыс. рублей. При причинении тяжкого вреда здоровью или смерти человека максимально возможный срок лишения свободы должен быть десять лет, а не шесть, как сейчас.
Борьба с фальсифицированными лекарственными средствами является составной частью повышения качества медицинской помощи и охраны здоровья населения. В период мирового финансово-экономического кризиса наверняка у многих псевдобизнесменов возникло желание обогатиться на здоровье людей, учитывая, что объем рынка лекарственных средств в России, как полагают эксперты, составляет порядка 12 млрд. долларов, что превышает даже объем рынка алкоголя. Контроль за качеством и доступностью лекарственных средств, противодействие их незаконному обороту необходимы для эффективной реализации антикризисных мер поддержки населения".