Суд над Михаилом Лапшиным: защита призвала в помощь заместителя полпреда
В городском суде Горно-Алтайска продолжается судебный процесс по иску прокуратуры Республики Алтай с требованием признать факты нарушения главой республики Михаилом Лапшиным российского законодательства. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, заседание 6 сентября и два предыдущих были посвящены изложению стороной защиты своей позиции. Напомним, что главу республики представляют десять человек, в том числе руководители министерств и ведомств правительства Алтая.
Основные доводы, на которые опираются адвокаты, сводятся к тому, что, во-первых, глава региона не должен нести ответственность за деятельность всего правительства, во-вторых, Лапшин с первого дня после катаклизма "принимает систематическое и действенное участие в организации ликвидации последствий землетрясения".
Руководитель аппарата правительства республики Геннадий Пыхтин заявил суду, что "недостатки в ходе аварийно-восстановительных работ возникли не по вине Лапшина, а в силу незначительных организационных недоработок". К недоработкам Пыхтин отнес и путаницу со сроками сдачи жилья. Глава республики обещал сдать жилье в пострадавших районах последовательно к 1 мая, 1 и 15 июня, 1 и 15 августа, 1 сентября. Однако, ни один дом из тех, заказчиком строительства которых является правительство, до сих пор не сдан. Пыхтин признал, что "со сроками вышли проблемы", но это произошло потому что "не учли специфику".
В ответ представители прокуратуры заявили, что согласно действующим нормативам, срок строительства домов того типа, которые строятся взамен разрушенных, составляет 2 месяца, а с учетом коэффициентов на сейсмичность и холода - 3 месяца 10 дней. Если эта информация дойдет до местных жителей, она их изрядно удивит, поскольку правительство с момента трагедии неоднократно заявляло своим избирателям, что сроки и темпы работ полностью соответствуют строительным нормативам, а "придирки со стороны прокуратуры к якобы затянутым срокам", как заявил сам Михаил Лапшин, "не имеют под собой оснований и носят исключительно политический характер".
Как доказательство деятельного участия Лапшина в ходе ликвидации последствий землетрясений руководитель группы адвокатов главы республики начальник государственно-правового управления правительства Оксана Панизович предложила приобщить к делу письмо первого заместителя полпреда президента в СФО Игоря Простякова вице-премьеру российского правительства Владимиру Яковлеву от 24 ноября 2003 года. В письме Простяков сообщает, что во исполнение решений, принятых на заседании Совета округа, состоявшегося 4 ноября прошлого года в Иркутске, он выезжал с рабочей поездкой в республику. В письме уточняются масштабы бедствий, вносятся предложения по нормализации положения дел в республике. Игорь Простяков сообщает о создании оперативного штаба, в который вошли представители всех органов власти республики. Это письмо, по мнению Панизович, свидетельствует о том, что в республике была налажена эффективная система взаимодействия как федеральных, так и региональных и муниципальных органов власти, был создан оперативный штаб.
Любопытно, что сам Лапшин на заседании Совета округа, о котором пишет Простяков, не присутствовал - в этот момент он находился в предвыборном отпуске и ездил по стране с агитацией за Аграрную партию. Простяков, прибыв в республику в середине ноября прошлого года, подверг жесткой критике действия властей по ликвидации последствий землетрясений, и именно по его инициативе был создан оперативный штаб. А Лапшин был крайне недоволен фактом создания этого штаба. Вернувшись из отпуска в середине декабря, он ругал своих министров за то, что они согласились участвовать в работе созданного Простяковым штаба, и вскоре деятельность штаба была свернута.
На заседании 6 сентября выяснилась любопытная деталь. В документах, которые по ходатайству прокуратуры суд приобщил в качестве доказательств, имелся протокол заседания республиканской комиссии по чрезвычайным ситуациям за N 1 от 21 января этого года. На последнем заседании представители Лапшина также попросили приобщить к делу этот документ. В ходе сверки протоколов выяснилось, что правительственный имеет серьезное содержательное отличие от варианта, представленного прокуратурой: в правительственном содержится фраза о принятом решении о выделении "Омскгражданпроекту" более 200 тысяч рублей на проектирование здания казначейства в Кош-Агачском районе. По словам представителей прокуратуры, визуально можно увидеть, что эта фраза приписана другим шрифтом. Также, по словам представителей прокуратуры, выделение средств "Омскгражданпроекту" в свое время было признано контролирующими органами незаконным на том основании, что был нарушен порядок выделения средств из благотворительного фонда. В частности, не было принято соответствующее решение комиссией по чрезвычайным ситуациям. Судя же по протоколу, представленному представителем Лапшина Оксаной Панизович, такое решение принималось. С тем, какой документ считать подлинным, суд должен определиться в ближайшее время. Представители прокуратуры говорят о возможном подлоге и уголовном преследовании лиц, виновных в этом.
Напомним, обвинение, предъявленное прокуратурой Михаилу Лапшину, сводится к тому, что за год, прошедший со дня землетрясения, для пострадавших не было построено ни одного жилого дома, несмотря на то, что финансирование строительства шло из федеральной казны и должно было быть предусмотрено в республиканском бюджете. 72 семьям из поселка Акташ пришлось зимовать в вагончиках временного проживания, не предназначенных для здешнего климата. Сегодня в них в антисанитарном состоянии продолжают жить 24 семьи. Остальные кое-как разместились в хозяйственных постройках. Кроме нарушения прав пострадавших от землетрясения жителей республики, прокуратура обвиняет Михаила Лапшина в том, что он не создал достаточных резервов на случай возникновения подобного ЧП, а также в нарушении закона при проведении конкурсов на строительство жилья в зоне землетрясения, вылившихся, в частности, в завышение стоимости объектов и нецелевое расходование средств.