Барнаулец Григорий Зубенко готовится к полетам на самолете собственной сборки

"Нет никаких кризисов, если сам оберегаешь свой мир", - признается "алтайский Икар" в газете "Вечерний Барнаул". Предлагаем читателям ИА "Амител" ознакомиться со статьей Тамары Поповой.

Житель Гоньбы Григорий Зубенко ждет не дождется весны, КОГДА снова поднимется в небо на своем "Журавлике". Летать в предстоящем сезоне Григорий Денисович будет на третьем по счету собранном своими руками сверхлегком самолете, параллельно собирая четвертый, усовершенствованный.
Впервые он взлетел, не зная основ пилотирования, аэродинамики, метеоусловий. Посадка получилась жесткой - небо преподнесло самоучке первый урок: без знаний основ безопасности полетов на высоте делать нечего. Урок второй состоится позже, когда он сломает позвоночник. Но - "мой "Журавлик" не виноват, это все глупость моя, полихачить решил, пренебрег правилами полетов, а небо этого не прощает".

В Гоньбу мы ехали, чтобы получить ответ на вопрос, как построить самолет и подняться в небо, не будучи профессионалом в сфере аэродинамики, сопромата, метеорологии. Но сами не заметили, как Зубенко вырулил на тему "Как подняться над собой", поскольку ее считает главной:

- "Журавлик" - великолепная машина. Но самолеты - результат работы над собой. Не стесняться учиться, находиться в гармонии с миром, семьей и собой, слушать опытных пилотов, не суетиться в достижении поставленной цели, оставить дурные привычки и помыслы, содержать в порядке мысли и здоровье - без этого не бывает пилота. Я шестой год обливаюсь холодной водой, много моих проблем ушло, чего и вам желаю.

Масса сверхлегких летательных аппаратов не превышает 400 кг. СЛА делятся на безмоторные (дельтапланы, парапланы) и моторные (микросамолеты, дельталеты, мотодельтапланы, паралеты, автожиры, амфибии и т. д.). Понятие СЛА появилось в 80-х годах прошлого века, когда были разрешены частные полеты. СЛА - чисто советский термин, на Западе нет такого обобщающего классификатора. Среди достоинств "Журавлика" конструкции Зубенко - невысокая себестоимость и доступность материалов (шелк для купола, трубы 40-го или 42-го диаметра да мотор, лодочный или мотоциклетный), безопасность, оптимальные взлетно-посадочные характеристики: взлет на скорости 40 км/ч, разбег - 60 м, послепосадочный пробег 20 м, легкое управление по тангажу (вверх-вниз) и по крену.

Зубенко - профессиональный водитель. Работал на междугородных рейсах, на "скорой помощи". Но сколько помнит себя, всегда смотрел в небо. Григорий Денисович - "ребенок войны". Рядом с его родной Семеновкой Славгородского района стояла авиационная часть, где с начала Великой Отечественной обучали военных летчиков. Над селом летали "ЛИ-2", "дугласы", "ПО-2". "Как они это делают?" - с этой не решенной для себя задачей Гриша и вырос.

Уже после армии двадцатилетний юноша прочел статью руководителя группы СЛА Харьковского авиационного института Валентины Решетниковой, написал ей и даже получил ответ. Но в СССР запрещены были частные полеты, от мечты пришлось отступиться, но тогда Зубенко сделал аэросани с винтами - хоть что-то от авиации.

Когда в 80-х годах прошлого века разрешено было частное пилотирование, мастера спорта по самбо Алексей Шульженко поделился с Зубенко информацией по СЛА - автор самого первого "Журавлика" жил в Джамбуле, от него идея пришла на Алтай. Правда, от авторской схемы "Журавлика" Григорий Денисович лишь оттолкнулся, "посадив" на нее собственную конструкцию. Читал, говорил со знающими людьми - получился собственный "Журавлик".

"Журавлик" летал великолепно, его рекорд - четырехчасовой полет на высоте двух тысяч метров. На такую высоту сверхлегкий самолет может забраться в режиме термика, на восходящем потоке. Надо только знать, как пользоваться этим подарком неба, как правильно его "поймать". Общение с друзьями - практиками и теоретиками летного дела - стало нормой. В середине 80-х в Яровом, где жила тогда семья, много миру собиралось посмотреть за полетом местного Икара. Сыну Григория, Ромке, на тот момент было десять лет. Самые яркие воспоминания детства мальчика - как взмывал в небо на коленях у отца. Зеленое взлетное поле, голубое небо и мама с земли рукой машет.

Тем, кому трудно

"Жить легко и радостно, - считает Зубенко, - если ты делаешь то, чего душа просит". Это простор, где не надышишься и не налетаешься. Попытка жить в городе не удалась, в самом начале лихих девяностых Григорий и Нелли продали квартиру на Октябрьской площади и рванули в Павловск. Когда вся страна балансировала на грани голода и гражданской войны, они растили живность, благоустраивали дом, ухаживали за садом. У их сына руки с малолетства росли откуда нужно - умел делать абсолютно все, ведь отец сутками тогда дежурил на "скорой". Мяса, фруктов и овощей выращивали столько, что спокойно могли прокормить еще несколько семей. Но ничего не продавали, а собирали в своем доме друзей, угощали их домашним вином и шашлыками. Днем - несуетная сельская жизнь, вечером - "Журавлик" в небе.

Семья уже давно живет в Гоньбе, но на полеты Зубенко до сих пор мотается туда, в Павловск, на свое взлетное поле. "Передайте тому, кому сейчас трудно. Всегда есть выход из самого непростого положения. Пусть не боятся перемен. Не получается в городе - переезжайте в село. Трудно поначалу, а потом уже и не мыслишь иной жизни. Все свое, живешь на природе, дети растут заботливыми и работящими - этого так не хватает в воспитании городских ребятишек. Наши десять лет жизни в Павловске - замечательный урок жизни нашему Роме, ему сейчас уже тридцать. Авиация для меня - венец всему и награда за труд".

"Птаха", пьющая бензин

Винты из твердых пород дерева к новому, четвертому "Журавлику" уже готовы. Проверяю балансировку, видела на канале "Дискавери", как это делают профессионалы. Идеально! Но так можно проверить только весовую балансировку, не менее важна и аэродинамическая. Радиусы кривизны винта высчитываются с учетом мощности двигателя и оборотов.

"Свой "Журавлик" я знаю наизусть, могу консультировать желающих по СЛА, могу научить летать. Но без друзей и помощи в авиации никуда. Полностью рассчитать самолет можно только командой. Сомневаешься - она поможет. Мои друзья - это мастер спорта Евгений Шепов и Борис Тюнин, механик, электронщик, токарь, сварщик, способный своими руками построить хоть трактор, хоть самолет".

Именно так рождается сейчас "Журавлик-4", с усовершенствованными крыльями десятиметрового размаха, двойной обшивкой, улучшенными аэродинамическими показателями и управлением по крену. Восемь литров 80-го бензина нужно такой "птахе" на час полета, иногда меньше, если погода хорошая и термик возносит". Авиаторы справляются своими силами и средствами, благо требуется их немного. Но мечтают о взлетно-посадочной полосе в Гоньбе, поскольку переезды в Павловск остаются самой затратной частью проектов.

За доброе сердце

Семейный альбом хранит все, что потихоньку стирает память. Самый первый "Журавлик" в небе Славгорода. Пожелание сельскому навигатору от командира корабля "Ту-154" Николая Семенихина, сей автограф был сделан на высоте десяти тысяч метров: "Твори, дерзай, падай, но не сдавайся".

Фотографии родных мест - березка, что растет во дворе гоньбинского дома Зубенко, Григорий Денисович привез с родины. А во Владимировке, где отец Григория был председателем колхоза в самые трудные годы, с 1944-го по 1947-й, жила бабушка Анурина. Григорию было пять, десять и тридцать - и она все не менялась, и он так же бегал к ней поговорить, потому что интересно было. Когда ей исполнилось 104 года, она подарила ему старинную Казанскую икону Божией Матери со словами "Это тебе, сынок, за твое доброе сердце", да почти сразу после этого и померла.

Кстати, мало кто знает, что на ВДНХ 1954 года представлялись алтайские арбузы весом по 16 кг. Их привезли из Белгородки (близ Гальбштадта) тогдашний генсек Маленков и министр Вооруженных сил Булганин. Будучи на Алтае, они специально заехали посмотреть на быстро возрождающееся чудо – послевоенное село, где люди строили новые дома, а колхозные стада своей тучностью соперничали с частными. Председателем на ту пору здесь был он, старший Зубенко, и ему жали руку первые лица советского государства. Дениса Григорьевича Зубенко до сих пор помнят в тех краях. А его сын Григорий Денисович хранит отцовские заветы и знает точно, что нет беды, пока от любви и жизни душа замирает. Пока мало тебе синицы в руках, пока парит в небе твой "Журавлик" и кто-то родной машет рукой с земли.

Читайте полную версию на сайте