За кулисами

Как и чем живет самый крупный театр Алтайского края?
Театр – это всегда большая тайна, и лишь малая ее часть — то, что происходит на сцене — освещена софитами. Остальное же скрыто от глаз зрителей. Кто создает декорации и костюмы, за сколько часов начинают готовиться к спектаклю и что интересного хранят в своих гримерках артисты — эти и многие другие секреты теперь будут известны всем. К юбилею Алтайского краевого театра драмы имени Василия Шукшина, которому в 2016 году исполняется 95 лет, Amic.ru подготовил новый спецпроект, показывающий закулисную жизнь такой, какая она есть.

чуть-чуть истории

Драмтеатр в Барнауле появился в ноябре далекого 1921 года. В его труппу вошли лучшие представители творческих коллективов города, а выступления проходили на сцене Народного дома. В 1922-м театр драмы получил статус барнаульского городского. Но в 1954 году здесь произошел крупный пожар, из-за чего труппу, по воспоминаниям народного артиста РСФСР Дементия Паротикова, называли "актерами из погорелого театра". Здание реконструировали, драма продолжила свою работу на этом месте до 1972 года. После переехала в новое специально построенное здание, где были учтены все потребности театра. На этом месте она остается и ныне. А бывший Народный дом заняла филармония.
Сегодня это старейший театр на Алтае, а труппу считают одной из крупнейших в Западной Сибири. Работают здесь 46 артистов – от недавних студентов до корифеев, среди которых есть заслуженные и народные артисты России.

Чего театр добился за это время? Довольно многого: на счету три премии "Золотая маска", множество межрегиональных и краевых наград. Кроме того, сейчас здесь работают три сцены – основная, малая и экспериментальная, проходят различные читки, лекции об истории развития театра, творческие лаборатории, куда съезжаются лучшие молодые режиссеры со всей страны, и многое другое.
Георгий Обухов
Ведущий мастер сцены, народный артист России
"Прелесть этого театра в том, что здесь могут выходить гениальные спектакли, появляться невероятно талантливые актеры и еще не забыта школа подлинного искусства. Ничего тут не выгадаешь, ничем не обогатишься, только читай, думай, работай и строй жизнь".

С чего все начинается

Театр, как известно, начинается с вешалки, а вот театральная жизнь — с создания нового спектакля. Как это происходит: дирекция договаривается с режиссером, с которым хочет работать, и обсуждает, что можно поставить в новом сезоне. После того, как спектакль выбран, артисты приступают к репетициям, за дело берутся хореограф, музыкальный руководитель и художники по свету, декорациям и костюмам — в цехах начинает бурлить работа.

декораторы

Декорационный цех – настоящий мини-завод. Здесь расписывают ткани, красят, работают по дереву и металлу.

В театре ничего никогда не выбрасывают, так как сложно угадать, где это может потом пригодиться. Поэтому многие предметы со спектаклей можно встретить в цехах. Вот и у декораторов, как в музее, хранятся всевозможные бюсты, картины, карта России 1930 года, портрет Ленина и другие интересные мелочи.
Из того, что больше не используется в спектаклях, декораторы создают что-то "для себя". Так внутри цеха появился настоящий двухэтажный домик. Для работников это и личный кабинет, и столовая, и место отдыха.

А развлекаются тут суровым способом — кидая топоры в мишень.

Еще одна деталь, которая делает это место уникальным, – большой люк в потолке. Цех находится как раз под сценой — именно через него наверх поднимаются все тяжелые декорации, которые нельзя переносить по лестнице.
Владимир Ануфриев
Работник декорационного цеха
"Спектакли бывают разные по сложности работы. Например, на "За двумя зайцами" мы вручную расписывали шторы. Сейчас, правда, многое заменяют на видеопроекции, а раньше мы все делали сами, даже афиши к спектаклям рисовали и задники для спектаклей".

В театре он работает с 1988 года и уверен: чтобы трудиться в этом месте, самое главное – хотеть этого.

СТОЛЯРКА

Инструментов здесь немало. Только в ведении столяра восемь автоматических станков по работе с деревом.

Но самое интересное происходит у заведующего цехом Александра Пыхтеева. Кстати, это его овчарка участвует в спектакле "Собачье сердце".
Кабинет Александра — настоящее подземелье и царство металла, из которого здесь практически все, даже кресла.

Карета-тыква со спектакля "Золушка", витражные окна с "Белоснежки", сказочные ворота и самолет — здесь также приветствуется принцип "в хозяйстве сгодится все". Иногда, по признанию заведующего, работы настолько много, что в театре приходится ночевать, поэтому все стараются сделать свое рабочее место максимально уютным. Здесь, например, есть душ. А для снятия стресса — боксерская груша. Кстати, ею пользуются и артисты, чтобы держать себя в форме.
Игорь Черепанов
Артист
"Каждая роль – это радость. Я надеюсь, что когда-нибудь я почувствую, что реализовал себя в профессии, но понимаю, что это придет не сразу. От театра устать нельзя, это возможно, только если относиться к этому как к каторжной работе".

БУТАФОРЫ

Важную роль в бесперебойном функционировании театральной машины играют бутафоры. В их цехе не менее интересно — здесь много рисунков и различных украшений. Мастерят тут не только в рабочее время, но и в свободное: они клеят, рисуют и создают удивительные вещи. Самым сложным заданием считают работу над кирпичной стеной и огромными двухметровыми шарами для сказки. Интересно, что тяжелые и массивные на вид предметы, например статуи, можно поднять одной рукой — сделаны они из пенопласта, хотя, глядя на них из зрительного зала, об этом и не подумаешь — все как настоящее.
Любовь Ткаченко
заведующая бутафорским цехом
"Нам дают эскиз, мы делаем заготовку по размеру, полностью прорабатываем, а потом, чтобы она не повредилась, выклеиваем по технике папье-маше тканью, и поверхность становится очень жесткой. Пенопласт очень мягкий, можно задеть и оставить вмятину. Потом мы шкурим и красим, если нужно, шлифуем и занимаемся дизайном".
В театре, как и в жизни, дьявол кроется в деталях, поэтому свою весомую роль в создании законченного образа играют головные уборы, украшения, бороды и другие мелочи. А отвечает за все это художник-бутафор Татьяна Дессерт.

На изготовление одного цилиндра у нее уходит день. Сначала мастер делает макет из бумаги, после примеряет на артиста и показывает работу художнику. Если он одобрит, делается выкройка.

По ее признанию, самое сложное — паять, например, делать уборы из проволоки. А самой нестандартной Татьяна считает шляпу часовщика на новогоднюю сказку. Ей пришлось разбирать будильник и все запчасти – пружинки, колесики, шестеренки, монтировать на корону из проволоки.
Татьяна Дессерт
Художник-бутафор
"Чем сложнее, тем интереснее делать. Поэтому для меня, как для творческого человека, труднее сделать 15 кепок, потому что это рутина. А вот что-то необычное по форме или материалу, где нужно подумать, как это сделать – это интересно".

В театр, кстати, она пришла по стопам тети, которая тоже была бутафором.

ПОШИВКА

Некоторые вещи для спектаклей берут из "подбора", то есть подбирают из того, что уже есть. Другие создают по эскизам художника, а занимаются этим в пошивочном цехе. Перчатки, юбки, кители и даже шубы — чего тут только не делают!

Рабочий процесс складывается следующим образом: художник рисует и отдает модельеру-конструктору, который костюмы раскраивает (порой на спектакль их нужно по несколько десятков), а швеи уже собирают все в единое целое, используя различные хитрости, которые помогают вещи максимально быстро надевать и снимать.

Над тем, что находится в "подборе", тоже часто приходится покорпеть: некоторые из них созданы 25, 30 лет назад, поэтому их обновляют какими-то деталями и "подгоняют" под фигуру артиста.
Пошивка — самый светлый цех в театре, кроме того, здесь никогда не выключают музыку. Иногда слушают вживую, когда кто-то из труппы репетирует песни в гримерке. Мастерицы, по их признанию, очень любят своих артистов, поэтому стены кабинета украшены их многочисленными фотографиями.

Самым сложным называют спектакль "Без вины виноватые", над которым работала художница из Санкт-Петербурга Ника Велегжанинова.
Елена Савочкина
Портная театрального костюма
"У нее были очень интересные и сложные костюмы, и она просила сохранить в крое историческую линию. Нужно было сделать стоячие юбки. Это самый интересный спектакль был, даже лапти плели.
Когда работа идет с художником, нам это очень помогает".

КОСТЮМЕРЫ

Одежда для спектаклей хранится в костюмерном цехе. Под рукой у его работников больше 3 тыс. костюмов, но это далеко не все — есть еще запасники, то есть склад (хранят все, выбрасывают лишь испорченное и порванное). Обувь, перчатки, головные уборы и всякая мелочь разложены по коробкам. При этом здесь наизусть знают, что к какой постановке относится.

Костюмеры отвечают еще и за покупку новых вещей, многие из которых они находят в секонд-хендах.
Заведующая костюмерным цехом Любовь Березовая рассказывает, что все нужные вещи вывешиваются перед спектаклем, отглаживаются, обувь чистится кремом. После показа костюмер должен обойти все гримерки и забрать костюмы. Хотя часто артисты идут навстречу и сами приносят то, что надевали, в цех.
Ольга Любицкая
Артист драмы высшей категории
"Я чувствую мурашки каждый раз, когда выхожу на сцену, и я понимаю, что я не вру. Театр – такая экстремальная вещь: никогда не знаешь, как пойдет. Наверное, поэтому актеры подсаживаются на это дело, это адреналин".

РЕКВИЗИТОРЫ

Книги, посуда, телефоны, лампы и прочие вещи со спектаклей хранятся в реквизиторском цехе. Здесь собирают все необходимые мелочи, без которых картинка не будет полной, и уносят на сцену, на профессиональном жаргоне это значит "зарядить".

Казалось бы, какая простая работа. Но это далеко нет так: день реквизитора начинается с утренней репетиции, которая проходит в 11:00, а заканчивается уже ближе к ночи. Домой они уходят после вечернего спектакля – все нужно собрать и отнести в цех.

Реквизиторы, так же, как и костюмеры, все знают на память, но иногда сверяются с партитурой. Всяких разных мелочей на спектакле может быть по несколько десятков, так например, в "Собачьем сердце" их 150 штук.
А еще здесь готовят еду. Если в спектакле у артистов на столе яичница, то она самая настоящая, свежеприготовленная заботливыми руками реквизиторов.

Главная загадка для многих зрителей — пьют ли во время спектакля актеры настоящий алкоголь. Бутылки с шампанским и коньяком выглядят очень реалистично. Редакция Amic.ru ответ на этот вопрос знает, а вот для читателей пусть это так и останется тайной.
Анастасия Дунаева
Артистка
"Для меня каждый поход на работу — это праздник и волна удовольствия. Я хотела быть артисткой еще с детского сада и никогда не сомневалась в выбранном пути".

СВЕТОВИКИ, ЗВУКОВИКИ И МОНТИРОВЩИКИ

Атмосферу спектакля задает свет. За него отвечает осветительный цех, в котором работают шесть специалистов, среди них художник по свету Нина Киркова. Все свои планы, связанные с освещением спектаклей, режиссеры обсуждают именно с ней. Она вместе с техником составляет партитуру, по которой после работают остальные участники команды.

А за то, чтобы люди в зрительном зале слышали, что говорят артисты на сцене, отвечает радиоцех. Здесь всего два человека — заведующий и звукорежиссер. Они пишут фонограммы, следят за звуком и музыкальным сопровождением.

Чтобы артистам не приходилось кричать, над сценой висят небольшие микрофоны, которые часто даже нельзя заметить, а в некоторых спектаклях и вовсе используют специальные гарнитуры.
К каждому спектаклю сцену нужно приготовить: расставить декорации, поменять задники, внести мебель. Эту физически сложную работу выполняют монтировщики, в драме их 11. В театре они практически живут — к вечернему показу все собирают с утра, а после того, как зрители уйдут, меняют декорации. Труд нелегкий, кроме того, им, как настоящим гимнастам, часто приходится подниматься на большую высоту и монтировать что-то под самым потолком.
Алексей Хорьков
Артист
"Я не поменял бы свою работу на другую. Театр – это мир, в котором возможно все. Тут нет границ, ты это чувствуешь и за это любишь".

ВТОРОЙ ДОМ

Еще одно интересное место в театре — гримерка. Посторонним сюда вход воспрещен — это личное пространство, где артисты повторяют роли, готовятся к выходу на сцену и отдыхают. Чтобы приоткрыть завесу тайны, корреспонденты Amic.ru побывали в гостях у заслуженного артиста России Эдуарда Тимошенко.
Раскрашенный холодильник, картины, коллажи и разнообразные сувениры — в гримерке у Эдуарда Тимошенко довольно уютно, только, как признается артист, "царит творческий беспорядок". Хотя ничего подобного мы не заметили — все на своих местах и очень аккуратно. Практически все вещи, которые здесь находятся, кем-то подарены: портрет написал театральный художник, статуэтки, подушки и прочую приятную мелочь принесли поклонницы, самые преданные из которых, как шутит артист, становятся женами.

"Кольцо подарила мне одна женщина со словами "у него хорошая энергетика, я тебе его дарю, так как у тебя она тоже хорошая, с тобой поговоришь и хочется жить". Оно было маленького размера, и я решил носить его на мизинце. Лет 7 не снимаю уже, это как оберег", — рассказывает о памятном презенте ведущий мастер сцены. Артисты, кстати, очень суеверные люди, это порой накладывается даже на то, каким путем они пойдут на работу. А еще при всей своей публичности довольно закрытые. Это свой мир, где актеры в основном дружат и заводят семьи друг с другом. И разговаривают, естественно, в основном тоже о театре.

"Я выхожу на сцену, и никого не волнует, как я себя чувствую: вышел и должен работать", – говорит Эдуард.
Неотъемлемый атрибут гримерки Тимошенко — цветы. Он их выращивает сам и вообще считает себя человеком домашним. Очень любит готовить, а плиту называет своей второй женой. В мечтах – открыть кафе "У Гамлета", но, скорее всего, идея так и останется в фантазиях — театр для него уже часть жизни.

"Театр — это болезнь. Я его уже не оставлю. У меня нет любимых ролей, есть, конечно, те, от которых устал, но все равно их играешь. Нельзя делить роли на те, которые нравятся и не нравятся. Как только скажешь, что какая-то не твоя, ее не будет. Перед спектаклем я одеваюсь, гримируюсь, повторяю роль и очень волнуюсь. Кто говорит, что не волнуется перед выходом на сцену, просто лукавит. А настоящий актер, он все переживает как в последний раз", – объясняет Эдуард Тимошенко.

БОЛЬШЕ ЧЕМ РАБОТА

Если вы считаете, что выходить на сцену — не мешки ворочать, то вы ошибаетесь. Быть артистом — тяжелый труд: серьезные нагрузки, репетиции, занятия, вечерние и утренние спектакли, повторение ролей и заучивание новых. Страдаете, что у вас всего два выходных в неделю? Так вот, у артистов он один — понедельник, и то нет никакой гарантии, что на работу не вызовут. Праздников как таковых у актеров тоже нет. В новогодние каникулы в театре проходят елки, на майские — начинается программа, посвященная Дню победы, и так далее.

На сцену выходят независимо от настроения и самочувствия. Больное горло, температура, боль в спине и прочее — не повод сидеть дома. Кто может знать об этом лучше, чем человек, отработавший на сцене драмы 54 года? Об актерской профессии мы поговорили с одним из старожилов театра – народным артистом России, лауреатом престижной премии "Золотая маска" Георгием Обуховым.
Будущий народный артист Георгий Обухов родился в Ростове-на -Дону, но судьба распорядилась так, что он приехал в Барнаул. Сейчас, по его наблюдениям, сложно уже сказать, какой из этих городов ему ближе — обе малые родины стали одинаково большими. Как рассказывает Георгий Тихонович, в детстве люди, его окружавшие, никакого отношения к театру не имели, на свой путь он ступил самостоятельно, увидев другую нерядовую жизнь. И с выбором не ошибся — посчастливилось встретить хороших педагогов, отличных людей и понимающую жену, тоже артистку.

"Важно чувствовать себя нужным, это со мной и произошло. Мое желание работать встретило понимание тех режиссеров, которые здесь трудились", – объясняет Георгий Обухов.

Театр для него — это способ существования с полной самоотдачей. А главное в работе – взаимность и зрительский отклик. Спектакли, по его мнению, должны быть созвучны тому, что происходит в жизни, тогда и люди в зале будут сопереживать.

"95 лет театру. Это возраст почтенный, солидный для театра и для человеческой жизни. Когда подумаю в связи с этой датой о своей творческой жизни, понимаю, что больше половины этого времени я работаю только здесь. Все виды искусства – все в театре. Нет у него начала и нет конца. Пусть он живет и будет нужен городу и людям. Хочу пожелать театру сохранить подлинность: человеческую, творческую и производственную", – заключает Георгий Тихонович.
Дмитрий Чижук
Артист драмы высшей категории
"Я работаю по той профессии, которую получил, и для меня другого выбора быть не может. Мне нравятся эксперименты с самим собой, новые открытия – все это дает мне театр".
711
Столько зрителей вмещает зал основной сцены театра
189
На столько человек рассчитан зал экспериментальной сцены
59
Столько мест в зрительном зале малой сцены
Театр — это сложный механизм, где работа одного напрямую зависит от того, что сделал другой. Организовать такое большое количество творческих людей непросто. Как же справиться с этой задачей и удержать культурную площадку на достойном уровне, рассказала директор драмтеатра Любовь Березина.
— Как изменился театр за последнее время?
— Изменился ли театр – судить зрителю. Но те люди, которые приезжают к нам, говорят, что здесь осталось ощущение творчества, но при этом исчезло напряжение у коллектива, который все время боялся, что его обманут. Театр живет нормальной, спокойной творческой жизнью.

У нас появилась новая экспериментальная сцена, на которой мы создаем новое. Я призываю к этому артистов. Вот у нас уже Любицкая Ольга поставила "Очень простую историю".

Удалось нам добиться комфорта для зрителя. Деревянные лавочки на экспериментальной сцене мы заменили на мягкие стулья, пол покрыли ковровой обивкой. Мы не стоим на месте: появилось новое световое оборудование для большой сцены. Это очень изменило световую партитуру в существующих спектаклях, и новые мы можем делать по-другому. Нам удалось сделать косметический ремонт зрительного зала и фойе. Театр мы поддерживаем в приличном состоянии: что-то покупаем, что-то делаем сами — коллектив творческий, все живет, все движется.
— Работает ли театр со студентами?
— Мы при театре набрали два курса АлтГАКИ. Они принимают участие в спектаклях и делают свое. Так, студенты Олега Пермякова, которому мы очень благодарны, сделали сказку "Спящая красавица". Мы зовем их "наши дети", так как они уже полноценные члены нашей творческой семьи. Таким образом, количество артистов увеличилось до 25-30. И это хорошо, зрителям нравится, когда на сцене много человек.
— Какие планы строите на будущее?
— Мы уже смотрим в столетие, но планы пока строим с опаской — кризис еще не закончился. Но очень хочется делать красивые и дорогостоящие спектакли.
— Какими дополнительными проектами занимается театр и как обстоят дела с гастрольной деятельностью?
— У нас есть "Время Ч", "Театр от А до Я", "Театральная гостиная", которая была открыта именно для того, чтобы раскрыть творческий потенциал наших артистов. Им нужно поменьше лениться и больше делать самостоятельно.

Гастроли – это очень затратно, и, к сожалению, без помощи извне театр с этим не справится: нужны средства и на гостиницы, и проезд, и провоз декораций. Мы пишем заявки на всякие гранты. Если дадут, поедем хоть на край Земли — артистам это важно. Так проверяется профессионализм, можно посмотреть на реакцию зрителя, понять, идет ли отдача от публики.
— Следите ли за работой коллег, других директоров театров?
— Я постоянно стараюсь читать все публикации коллег. Хотя у меня и своего опыта достаточно. Скажу сразу, новых управленческих методов не существует. Когда приезжал Кирилл Крокк, он объяснял те вещи, о которых нам рассказывали и 40 лет назад. Вопрос в другом. Когда крупному театру дают 200 млн и он 150 зарабатывает, тут все понятно. А когда мы выпускаем спектакль, все цеха меня ненавидят, потому что я прошу что-то взять из подбора, где-то сэкономить, из марли сделать бархат и прочее. Творческие качества не должны страдать от недостатка средств, но когда они есть, конечно, проще. Они могут позволить себе поехать в любую точку.
— А как работаете со зрителями?
— Приманить зрителя можно один раз, но если человек не увидит того, что ему пообещали, больше он не придет. У нас есть агенты по доставке, а также зрители заказывают билеты через интернет с телефона, компьютера. Еще мы проводим различные акции, но основная наша задача по привлечению публики — делать достойный продукт.
600
Столько спектаклей выпустил театр за 95 лет
21
Столько здесь трудилось главных режиссеров
80 000
Столько зрителей посещает спектакли в год
Над проектом работали:








Вячеслав Мельников
ФОТО
Выражаем благодарность Алтайскому краевому театру драмы имени
В. М. Шукшина за предоставленные фото








Мария Трубина
ТЕКСТ, ДИЗАЙН, ФОТО
Made on
Tilda