То же, но совсем иначе: выборы в Германии глазами алтайского журналиста
О делении мандатов, тратах на выборы и зарплатах депутатов
29 сентября 2017, 09:40, ИА Амител
24 сентября в Германии прошли выборы в парламент ФРГ — бундестаг — на четыре следующих года. Бундестаг принимает законы и бюджет, выбирается по смешанной системе, мелким партиям и беспартийным кандидатам надо собирать подписи для регистрации. Похоже на нашу Госдуму. Но всё совсем иначе. Редакция портала Amic.ru отправила своего политического корреспондента Александру Черданцеву в Берлин в командировку за неделю до выборов. Конечно, за несколько дней узнать эту систему невозможно. Но некоторые важные моменты, надеюсь, я все же уловила. И уж точно отметила сходство системы выборов России и Германии.
А поехала я и еще девять журналистов из разных регионов России в рамках проекта "Диалог СМИ" немецкого либерального Фонда Фридриха Науманна. Во время этой поездки мы встречались с разными людьми: немецкими и русскоговорящими журналистами, сотрудниками фонда, экспертами в сфере коммуникаций, депутатом, представителем рекламного агентства, русскими немцами, представителем национального союза журналистов.
Избирательная система
Как уже известно, в федеральный парламент прошли шесть партий, преодолевших барьер в 5%. В России такой же минимальный порог в Госдуму. И в нашем федеральном парламенте по итогам выборов 2016 года тоже шесть партий (правда, от двух партий — "Родина" и "Гражданская платформа" — по одному депутату).
Но вернемся к Германии. В ближайшие четыре года в здании Рейхстага будут заседать 709 депутатов: 246 депутатов блока "Христианско-демократический союз/Христианско-социальный союз" (ХДС и ХСС / CDU и CSU), 153 — "Социал-демократическая партия Германии" (СДПГ/SPD), 94 — "Альтернатива для Германии" (АдГ/AfD), 80 — "Свободная демократическая партия" (СвДП/ FDP), 69 — "Левые" (DIE LINKE), 67 — "Зеленые" (GRÜNE).
На выборы здесь пускают почти всех, в том числе и крайне левых, и крайне правых (отличный тому пример: "Альтернативы для Германии"). Нет пути только лишь совсем радикальным. Всего на выборы шли 42 партии.
Любопытно, что количество депутатов бундестага не фиксированное. В прошлом созыве было почти на сотню меньше. И вот почему. Парламент избирают по смешанной системе: половину по одномандатным округам (всего 299 округов, это называется прямым мандатом), половину по спискам из каждой земли (это как регионы в России, всего 16 земель). Всё, как в России. Но в Германии партии получают мандаты пропорционально полученным процентам, а потом из них вычитаются прямые мандаты. Если прямых мандатов больше, чем по списку, то она получает дополнительные мандаты. То есть набранный процент самой партии и общее число мандатов четко соотносятся. Даже если партия взяла много одномандатных мест, то мандатов будет иметь все равно пропорционально полученному результату по списку партии.
Не совсем однозначно, но что-то честное в этом есть.
Фото: Александра Черданцева. Офис CDU в Берлине
Предвыборная кампания
Предвыборная кампания начинается за шесть недель. Первое, что бросается в Берлине в глаза, — почти полное отсутствие уличной рекламы. Никаких баннеров, билбордов и растяжек. Только лишь предвыборная реклама, и та сиротливо расположена либо как временная конструкция размером метра полтора на два, либо повешенная на столбы агитация формата А3 (много фото на эту тему смотрите ниже). Пройдут выборы — улицы города будут совсем без рекламы.
Кстати, наружная политическая агитация у всех партий типичная. Главное на ней — лицо кандидата анфас. Текста почти нет, только имя, название партии и короткий лозунг. Сдержанно и стильно. Мне понравилось.
Печатной продукции больше. Некоторые партии переводят на русский. По телевидению, честно, рекламу не смотрела, на это просто не было времени.
Фото: Александра Черданцева. Улицы Берлина почти без рекламы
Сбор подписей
Для выборов в парламент надо собирать подписи населения, но только тем партиям, которых еще нет в парламенте, и самовыдвиженцам. И снова вспоминаю российские выборы. В Германии регистрация "стоит" партии 200 подписей в каждом округе, где выдвигается кандидат, и 0,1% электората федеральной земли, где партия выдвигает список.
Собрать реально, но не всегда просто.
Количество избирателей
61,5 млн человек — столько жителей Германии имеют право голосовать на выборах в бундестаг в 2017 году (это люди старше 18 лет). Любопытно, что десятая часть (!) — это более 6 млн человек — выходцы из других стран. Большинство из них приехали из Турции, России, Польши и Румынии. Беженцев-арабов в стране очень много, но нет гражданства, а потому нет и права голоса.
Явка на этих выборах превысила 76%. На федеральном уровне в Германии она всегда высокая.
Голосование по почте
Самое непривычное — возможность голосования по почте. Уведомление о выборах приходит за два месяца. Тогда можно сообщить, что ты голосуешь по почте, если в день выборов нет возможности прийти на участок. Тебе присылают бюллетень, ты ставишь отметку и отправляешь на участок также по почте. Немцы, кстати, жалуются на работу своей национальной почты, но бюллетени исправно доходят.
В этом году по почте проголосовало около 27% немцев (!)
Подсчет голосов и фальсификации
Выборы для немцев, в общем-то, обычное воскресенье. Никаких праздников и концертов. Голосуют также в школах и бюджетных учреждениях.
Процесс организуют специальные комиссии. На участках работают добровольцы за небольшие деньги. Желающих не так много. Поэтому привлекают чиновников.
Журналист, руководитель отдела по коммуникациям Фонда Фридриха Науманна Борис Айхлер рассказал нам, что нарушения на участках — единичные случаи, которые никак не влияют на итог выборов. И партии, и чиновники не заинтересованы в подтасовках из-за жесткого законодательства. Особенно чиновники, которые могут лишиться своего очень неплохого и доходного по меркам Германии статуса. Тем более что чиновникам будет хорошо житься при любой политической силе, которая придет к власти.
"Если на каком-то участке будут аномальные результаты, то журналисты поднимут такой шум. В Германии СМИ — это сила ", — рассказал Борис Айхлер.
Наблюдателей на участках нет.
Статус депутата
Во время поездки мы встретились с депутатом парламента Берлина Берндтом Шлёмером. Кстати, это именно он основал "Пиратскую партию" в Германии, но теперь уже в ней не состоит.
Он рассказал, что депутат в ландтаге (ландтаг — земельный парламент от слова земля, парламент регионального уровня, Берлин имеет статус самостоятельной федеральной земли, как, например, Москва в России) получает около 3800 евро в месяц. Плюс около 1500 евро на встречи и поездки.
"На такую зарплату не разбогатеешь, но жить можно", — говорит депутат.
Депутаты бундестага, это как я подсмотрела в открытых источниках, получают более 9000 евро в месяц. Но из первых уст ни от кого этого не слышала.
После 10 лет депутатства можно рассчитывать на пенсию. Как говорит Шлёмер, работу и заработок депутатов могут контролировать простые граждане, чем те нередко пользуются. Однако эксперты критикуют систему отчетности заработков парламентариев. Тем более что они могут работать где-то еще.
Берндт Шлёмер, например, трудится еще и в Министерстве обороны, специализируется на криминологии. Чиновники в Берлине получают больше, чем депутаты в Берлине. У чиновников и статус выше.
"Быть политиком в Германии не очень престижно", — добавляет он.
Кстати, депутат, сотрудник Минобороны и криминолог передвигаются по городу на велосипеде. Это никого не смущает, здесь многие ездят на велосипедах. Хотя руководители фракции в основном на автомобилях с личными водителями.
Фото: Александра Черданцева. Депутат Берндт Шлёмер
Траты на выборы
Любопытно и то, что партии активно ищут деньги себе на предвыборную кампанию. Государство тоже дает, но не больше, чем партия нашла самостоятельно.
Вот сколько потратили партии на выборы в бундестаг в 2017 году:
Социал-демократическая партия Германии (СДПГ/SPD) — 24 миллиона евро;
"Христианско-демократический союз" (ХДC/CDU) — 20 млн;
"Христианско-социальный союз в Баварии"(CSU) — 9 млн;
"Левые" (DIE LINKE) — 6,5 млн;
"Зеленые" (GRÜNE) — 5,5 млн;
"Свободная демократическая партия" (СвДП / FDP) — 5 млн;
Огромные суммы, на мой взгляд. В России официальные траты значительно ниже. И отчетности здесь именно по выборам, как в России.
Меркель с ее четвертым сроком и "Альтернатива для Германии"
Бундестаг, напомню, выбирает федерального канцлера, который руководит правительством страны — главным органом исполнительной власти.
Относительно Ангелы Меркель многие собеседники высказались так: несколько неприлично демократичным будет ее уже четвертый срок канцлером Германии. Но признали, что многих устраивает имеющаяся стабильность в стране.
Правая "Альтернатива для Германии" — это, пожалуй, самая пророссийская партия. С ее представителями мы не встречались. Но, как мне показалось, ее в Германии несколько побаиваются. Партия выступает с националистическими и антиисламскими лозунгами и, судя по их третьему результату, весьма успешно.
Говорят, "АдГ" популярна среди русских немцев. Ранее переселенцы активно голосовали за христианских демократов.
Социальная справедливость
Борис Айхлер рассказал, что немцы считают свою страну социально-справедливой в отношении граждан и в целом довольны своей жизнью. Все партии уже исполнили большинство своих планов и обещаний и теперь, по сути, предлагают только детали, борются за политические нюансы.
В последние 10 лет серьезные различия между партиями стерты, партии близки и похожи, особенно христианские демократы и социальные демократы.
"Все равно, кто выиграет. Никакой революции и социальных изменений не будет, все это понимают", — сказал он.
P.S. Вот так я увидела эту систему. Во многом она мне понравилась, демократия тут совсем другая.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Комментарии 0