Скучно и без денег: как в Алтайском крае проходит предвыборная кампания?
Политики и эксперты оценили подготовку к главному политическому событию года
16 августа 2016, 14:38, ИА Амител
Фото Александры Черданцевой. Amic.ru
Чуть больше месяца осталось до выборов в Госдуму и Алтайское краевое Заксобрание. Итоги 18 сентября определят политическое пространство на ближайшие пять лет. Но на дворе самое мертвое для политики время — лето, а потому в Алтайском крае кампания пока только набирает обороты. Настрой и финансовые возможности разные, но некоторые тенденции прослеживаются.
Выборы?! Когда?
"Массовой активности никто не проявляет. Сейчас все собирают штабы, сеть агитаторов, пишут газеты и листовки. Горячую фазу мы увидим к концу месяца. Пока партии просто экономят ресурсы", – сказал в беседе с корреспондентом Amic.ru алтайский политтехнолог Константин Лукин.
Секретарь Бюро реготделения партии "Справедливая Россия" Владислав Вакаев предвыборную активность в целом оценивает на три из пяти баллов.
Вялотекущей кампанию назвала и лидер алтайских коммунистов Мария Прусакова.
"Особых новшеств у других партий я не вижу, мы тоже проводим кампанию традиционно", – добавила она.
Координатор реготделения ЛДПР Евгения Боровикова в этом вопросе с коллегами солидарна. Все трое уверены, что самое интересное впереди.
А вот всегда сдержанный в комментариях лидер алтайской "Единой России" Борис Трофимов, отвечая на вопрос, заверил, что партия власти работает активно и по графику. Кстати, с ним сложно не согласиться. "ЕР" традиционно начинает свою кампанию заблаговременно. По сути, еще с праймериз. Активность коллег он оценивает положительно, за исключением некоторых провокаторов.
Шерше ля юрист
В Алтайском крае на выборы в Заксобрание идет всего пять партий ("Единая Россия", КПРФ, ЛДПР, "Справедливая Россия" и "Яблоко"), все они — льготники, подписи им собирать не потребовалось. А вот тем, кому пришлось, остались за бортом.
С задачей не справились "Родина", "Партия Великое Отечество" и "Коммунисты России". Подписи-то они собрали, вот только оформлены с ошибками и много недостоверных (избирком обязан проверить 10% подписей).
"Партии самоуверенно решили, что смогут подготовить подписные листы сами и в короткие сроки. Но требования были жесткие. Если бы подошли к сбору подписей системно и правильно, то барьер можно было преодолеть. Для этого нужны грамотные электоральные юристы", – сказал Константин Лукин.
Сами малые партии, не прошедшие регистрацию, признают: мол, закон оказался слишком "зубастым".
Но юристы сейчас требуются не только по этому вопросу, но и в целом для консультирования по вопросам законодательства о выборах, на которое уже некуда заплатку лепить. В этом году, например, действует правило: в агитации можно использовать только фотографии самого кандидата, в том числе среди неопределенного круга лиц.
Денег нет
Отсутствие больших денег — главный тренд кампании, говорит Лукин. Конечно, отдельные кандидаты, и это видно, могут позволить себе весь спектр "предвыборки", но большая часть вынуждена обходиться своими силами.
По словам политтехнолога, масштабно по всем направлениям будет работать только "Единая Россия". Хотя даже у этой партии некоторые одномандатники вынуждены тянуть кампанию на своих плечах.
В таких скудных условиях внимание привлечет только креатив. Пока чего-то "вау" мы не видим.
Кто "победит"?
Данные последнего опроса "Левада-Центра" (проводит сам и для себя):
Если бы в ближайшее воскресенье проходили выборы в Госдуму, за какую партию вы бы проголосовали (опрос среди тех, кто готов голосовать на выборах и определился с партией)?
"Единая Россия" — 57%
КПРФ — 15%
ЛДПР — 15%
"Справедливая Россия" — 5%
ПАРНАС — 2%
"Яблоко" — 1%
Другие — 3%
Испортил бы бюллетень — 2%
Опрос был проведен 22 – 25 июля 2016 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1600 человек в возрасте 18 лет и старше в 137 населенных пунктах 48 регионов страны. Исследование проводится на дому у респондента методом личного интервью. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов. Статистическая погрешность при выборке 1600 человек (с вероятностью 0,95) не превышает 3,4% для показателей, близких к 50%, 2,9% для показателей, близких к 25%, 2% для показателей, близких к 10%, 1,5% для показателей, близких к 5%.
Известный политический эксперт федерального уровня Борис Макаренко прогнозирует "ЕР" более 45%, но все же менее 50%, КПРФ наберет под 20%, ЛДПР — 12-14%, "СР" вряд ли дотянет до 10%, а "Яблоко" не дотянет до 5%.
Кстати, в 2015 году прошли выборы губернатора в 21 регионе и депутатов регионального парламента в 11 регионах. Тогда 90% голосов забрали парламентские партии, малым протиснуться в эту дружную компанию (и получить льготу на сбор подписей населения для регистрации) не удалось.
Наскрести 3%
Но 5% и больше — удел больших партий. А вот малым – тот кусочек торта, на котором три свечи. Именно 3% достаточно набрать на выборах, чтобы получить госфинансирование. Будут деньги — будет работа, будет работа — будет задел на следующие выборы. За каждого проголосовавшего избирателя партия получает 110 рублей.
Программы и лозунги
Особенного креатива в программах партий и кандидатов в этом году нет. Это объясняется жесткими ограничениями в законе: обещать всех благ теперь нельзя.
Начнем с парламентской четверки. "Единая Россия" пошла по проторенной дорожке — программа партии так или иначе затрагивает все слои населения, она тесно связана с федеральной программой и программой развития Алтайского края. Партия задействует весь набор политической агитации. По словам Бориса Трофимова, кандидаты партии провели уже около двух тысяч встреч с гражданами.
ЛДПР также транслирует федеральную повестку, однако лозунг "сменим власть" укладывается в суть предвыборной работы партии и в регионе. Базовый электорат у партии есть, повышение процента зависит от работы на местах. А на местах сейчас также весь спектр агитации.
"Справедливая Россия" продвигает идею "25 справедливых законов". Тоже идея федерального уровня, ставшая главной в регионе. По словам Вакаева, самый активный способ агитации, который будет использовать партия, — личные встречи с жителями. Уличной рекламы пока немного, а вот предвыборные газеты партия выпускает давно.
У КПРФ, самой малоактивной пока в крае из больших партий, повестка исключительно федеральная — "10 шагов Зюганова". Не очень удачный ход, по словам Константина Лукина: где житель Алтайского края и где Зюганов?
В этом плане, добавляет политтехнолог, выгоднее смотрится "10 сталинских ударов по капитализму" партии "Коммунисты России". Это явный спойлер КПРФ, и есть вероятность, что часть голосов уплывает от старых коммунистов к новым. Впрочем, у КПРФ все равно достаточно своего электората.
Мария Прусакова рассказала, что кандидаты партии встречи с избирателями проводят активно. Уличную рекламу обещают разместить в ближайшее время.
По другую сторону электоральных предпочтений так называемые патриотические партии. Это "Родина" и "Партия Великое Отечество". Они идут по четкому курсу и могут отбить голоса патриотически настроенного электората.
Либеральный блок партий продвигает более узкую тему — все плохо, все надо менять.
Но малые партии пока особенно себя не проявили.
Явка
Вот какие прогнозы по явке дали наши собеседники.
Мария Прусакова — 60%.
Константин Лукин — 55%.
Борис Трофимов — 50%.
Владислав Вакаев — 50%
Евгения Боровикова — 47%.
Комментарии 0