Всех строителей одним лотом: о чем спорят алтайские компании и чиновники?
Позиции строителей, чиновников, антимонопольщиков
17 мая 2016, 12:14, ИА Амител
Фото: doverennielitsa.ru
Несколько профильных строительных компаний Алтайского края примерно месяц назад подняли информационный бунт: публично заявили о том, что остаются без госзаказов из-за чиновников Главстроя. Ведомство, по их словам, так прописывает условия конкурса по строительству объектов газоснабжения, что принимать в них участие может только одна компания во всем СФО. В чем претензии бизнеса и что на громкие заявления отвечает ведомство и антимонопольщики: ИА "Амител" узнало позиции заинтересованных сторон.
Позиция строителей
В публичном поле все началось с обращения пяти компаний региона, которые занимаются строительством объектов газоснабжения и водоснабжения по госконтрактам, к алтайскому депутату Александру Молотову.
В тексте обращения сказано:
"Объекты водоснабжения и газоснабжения, которые, согласно федеральному законодательству, выставляются на торги через Центр государственных закупок Алтайского края, по инициативе управления укрупняют, то есть объединяют в один конкурс 10-15 объектов, на которые выделены бюджетные средства, и прописывают уникальные критерии, которыми располагает на сегодняшний день только одна организация в Алтайском крае – АО "Газпром газораспределение Барнаул".
Под обращением подписались руководители алтайских строительных предприятий: ООО "СтройУниверсалСервис", ООО "Строй-Мастер", ООО "Алтайэнергоконсалтинг", ООО "Спецстроймонтаж", ООО "СтройМонтажИнвест".
Но почему только АО "Газпром газораспределение Барнаул" может получать эти заказы? Представитель компании ООО "Строй-Мастер", депутат Алтайского краевого Заксобрания (член фракции "Единая Россия") Роман Трепаков (директор компании Александр Трепаков – его отец) пояснил ИА "Амител":
"По критериям, прописанным в конкурсной документации, победить в укрупненном конкурсе может только одна компания во всем Сибирском федеральном округе – АО "Газпром газораспределение Барнаул". Другие компании просто не могут участвовать в процедуре, так как в установленных критериях прописано, что организация-участник должна иметь заключенные и исполненные за 2014-2015 годы государственные контракты на выполнение работ по строительству объектов газоснабжения протяженностью не менее 40 км и на сумму не менее 100 млн рублей по одному контракту".
По его словам, любая организация в Алтайском крае, независимо от того, крупная она или мелкая, таким критериям не соответствует.
Трепаков также отмечает, что объекты закупки финансируются из разных целевых программ.
"Объекты Белокурихи финансируются за счет федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2018 годы)", а финансирование выполнения работ по другим объектам проходит по государственной программе края "Обеспечение населения Алтайского края жилищно-коммунальными услугами" на 2014-2020 годы", что недопустимо при объединении лотов в одну конкурсную процедуру", – сказал депутат.
Третье ключевое условие – требование по обеспечению исполнения контракта в размере 30% от начальной (максимальной) цены контракта. В укрупненной процедуре эта сумма превышает 100 млн рублей, что для более мелких компаний очень дорого.
Еще один момент – бюджетная экономия. "Профильные строительные компании в борьбе за долгожданный заказ могут снизить стоимость на 30% от начальной стоимости контракта, в то время как крупный "Газпром газораспределение Барнаул" снижаться не намерен и забирает контракты практически за номинальную цену", – говорит Трепаков.
Закупка, которую они называют непрозрачной, опубликована на сайте zakupki.gov 22 апреля. В один лот объединено семь позиций: распределительные газопроводы в с. Красный Яр Советского района, в с. Шульгинка Советского района, в с. Павловск, в с. Черемное Павловского района, газопровод до объектов курортного субкластера "Белокуриха-2" и туристского субкластера "Сибирское подворье" (первый и второй этапы строительства), АТП (ул. Октябренок, ул. Коммунистическая, пер. Подгорный в Барнауле). Общая сумма лота получается 305,6 млн рублей.
Депутаты Трепаков и Молотов собрали подписи коллег и пригласили на очередную апрельскую сессию АКЗС руководителя Главстроя Станислава Набоко. Однако чиновника на сессии не было. Как сообщил депутатам присутствовавший там вице-губернатор Алтайского края Виталий Снесарь, Набоко находится в отпуске с 25 апреля. Его визит в АКЗС будет перенесен на майскую сессию.
Свой правовой ответ ИА "Амител" дали и в УФАС, и в Главстрое. Пока самое важное в этом разбирательстве то, по какому именно закону велась проверка. И УФАС, и Главстрой не находят нарушений, ссылаясь на Федеральный закон № 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Роман Трепаков настаивает на проверке закупки по ФЗ № 135 "О защите конкуренции". По его словам, нарушения по большей части как раз по этому закону.
Позиция Главстроя
Итак, в Главстрое сообщили, что объединение нескольких лотов в один не является нарушением законодательства.
"Действующее законодательство не ограничивает возможность заказчика объединять в один лот виды деятельности, которые являются комплексным предметом конкурса, связанным по значимым критериям, в связи с чем избранный заказчиком порядок формирования лотов не свидетельствует об ограничении допуска к торгам иных лиц в результате укрупнения лотов", – сообщил в ответе на официальный запрос ИА "Амител" заместитель начальника управления по жилищно-коммунальному хозяйству Главстроя Игорь Хроменков.
В Главстрое отмечают, что такой принцип позволяет определять единого генподрядчика по строительству линейных объектов.
Вопрос о том, что за счет это не происходит снижения цены контракта, в ведомстве не прокомментировали.
Прописанное в качестве критерия "количество заключенных и исполненных за 2014-2015 годы государственных или муниципальных контрактов на выполнение работ по строительству объектов газоснабжения протяженностью не менее 40 км и на сумму не менее 100 млн руб. по одному контракту" здесь назвали не противоречащим законодательству.
Не нарушение, согласно ответу чиновников, и то, что объекты, прописанные у вышеуказанном лоте, финансируются из программ разного уровня – федерального и краевого.
Позиция УФАС
10 мая 2016 года комиссия УФАС рассмотрела обращение компании ООО "Строй-Мастер".
В антимонопольном ведомстве в ответе на запрос ИА "Амител" чуть ранее также сообщили, что указанные моменты не являются нарушением.
Главный из них – объединение нескольких объектов в один лот – является законным, потому что они технологически взаимосвязаны.
"Подпрограмма 3 "Газификация Алтайского края на 2015-2020 годы" госпрограммы АК "Обеспечение населения Алтайского края жилищно-коммунальными услугами" на 2014-2020 годы предполагает не строительство какого-либо самостоятельного объекта, а дополнительных объектов к ранее созданному газопроводу, – объясняет руководитель ведомства Степан Поспелов. – При проведении закупочных процедур в 2014-2016 гг. по строительству объектов газификации на территории края предусматривается строительство дополнительных газопроводов, являющихся ответвлением от (основного) магистрального (межпоселкового) газопровода с целью расширения сети имеющейся единой газовой системы Алтайского края".
Каждый из построенных газопроводов не может функционировать самостоятельно без присоединения к единой сети путем врезки в единую газотранспортную систему региона, что определяется техническими условиями, выдаваемыми для проектирования газопровода.
Объединение в один лот строительства модульных котельных и распределительного газопровода допускается в случае, если такие товары являются технологически или функционально связанными с предметом торгов.
"Предметами торгов в период с 2014 по 2016 год были установлены работы по строительству объектов газификации, в том числе строительство газопровода высокого давления до отключающего устройства, реконструкция котельных с переводом на природный газ, строительство газораспределительных сетей и объектов газификации, газоснабжение жилых домов и так далее. Таким образом, строительство модульных котельных и распределительного газопровода является технологически и функционально взаимосвязанным с предметами торгов", – добавляют в УФАС.
Кроме того, говорят в ведомстве, законодательство "предусматривает выявление в результате торгов лиц, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов".
В УФАС сообщили, что рассмотрение вопроса по ФЗ № 135 не входит в полномочия комиссии УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок. Теперь обращение будет рассматриваться в отделе контроля органов власти УФАС по АК. Ориентировочно, решение будет вынесено в конце мая.
Кстати, в конце марта в УФАС рассматривалась еще одна жалоба от "Строй-Мастер" по поводу конкурса по строительно-монтажным работам на объекте "Распределительный газопровод" по нескольким улицам Барнаула и в селе Зудилово Первомайского района.
Тогда было установлено, что при составлении конкурсной документации были допущены нарушения требований п.п. б) п. 27 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085, и выдано предписание об устранении допущенных нарушений.
Комментарии 0