Нам необходим общественный контроль в лесах - алтайский эколог Грибков

Экологи рассказали федеральным чиновникам о проблемах в лесах региона

04 марта 2016, 10:19, ИА Амител

''
''

Фото: doc22.ru

В конце февраля в Иркутске прошла экологическия конференция Общероссийского народного фронта. Участие в нем приняли и алтайские экологи и общественники, которые рассказали московским чиновникам о проблемах на местах. Подробнее об этом читайте в интервью с известным в Алтайском крае экологом, руководителем группы общественного мониторинга по проблемам экологии и защиты леса реготделения ОНФ  Алексеем Грибковым.

Алексей, вы приняли участие в крупной экологической конференции ОНФ в Иркутске 25 февраля. Там было высказано много инициатив. Например, об усилении общественного контроля. Как это можно сделать?

— Некоторые шаги в этом направлении уже делаются, в том числе по инициативе Народного фронта. Например, известная проблема — санитарные рубки. У нас население, конечно, не разбирается, что это за рубки (рубится лес, пораженный вредителями, болезнями — прим. ред.), лесорубы и чиновники этим пользуются.

Составляются фиктивные документы, а то и вовсе не составляются, и в здоровых лесных насаждениях назначаются рубки. Недавно в законе появилась норма, по которой органы управления лесным хозяйством в регионах обязаны вывешивать в интернете материалы лесопатологических обследований участков, которые нуждаются в санитарно-оздоровительных мероприятиях. Информация стала публичной.

Нас очень заинтересовало предложение Роскосмоса предоставлять космические снимки лесных участков высокого разрешения. Там не то, что дерево - пенек разглядеть можно. Народный фронт уже заключил соглашение с ведомством. Мы запросили через ОНФ снимки территорий Алтайского края, будем по ним вести мониторинг, отслеживать ситуацию в динамике. Вот он — пример расширения общественного контроля.

А вообще не пустить меня на лесной участок никто права не имеет. По Лесному кодексу все граждане РФ могут свободно и бесплатно пребывать в лесах. И даже там, где заборы незаконные построили, если это лесной фонд, мы проходим и смотрим. Так собственно и было в том же Егорьевском районе, где берег озера Горького был незаконно застроен коттеджами в государственном лесном фонде. Но территория края большая, везде не набегаешься. Так что космический мониторинг очень поможет.

Но если в целом говорить об общественном контроле, то до реального развития этого направления еще далеко. В советское время были общественные инспекторы, которые могли составлять протоколы о нарушении природоохранного законодательства. Сейчас же просто — активисты. А ведь у нас нет государственной лесной охраны, государство просто устранилось от этой функции, охрана лесов возложена на арендатора. Но он пришел деньги зарабатывать на ресурсе. Наивно полагать, что после окончания срока его аренды на участке будут цвести сады и петь птицы.

— О каких проблемах на конференции говорили вы?

— Я выступал на тематической площадке "Защита леса" по проблемам охраны и использования лесов. Уже неоднократно и вам говорил, что у нас в крае основная часть лесов защитные. По Лесному кодексу их использование допускается только если это не противоречит сохранению полезных функций лесов: средообразующих, почвозащитных, водоохранных и других. Но здесь у нас все далеко не так, как должно быть.

Похожая ситуация и в Горном Алтае, где в орехово-промысловых зонах — кедровых лесах — ведется заготовка древесины, чего так же быть не должно.

Опять же тема особо охраняемых природных территорий (ООПТ), в том числе региональных. Я имею ввиду передачу участков в них арендаторам в целях заготовки древесины.

В конференции принимали участие министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской и глава Федерального агентства лесного хозяйства Иван Валентик. И они высказались о необходимости усилить федеральный надзор в этой части.

Но проблемы существуют не только с региональными, но и с федеральными ООПТ. Тот же Тигирекский заповедник ("Государственный природный заповедник "Тигирекский" — прим. ред.). История с его расширением длится уже лет 10. А за это время на планируемой к расширению территории появились участки в частной собственности. И это на землях государственного лесного фонда!

На конференции Валентика спросили, когда земли государственного лесного фонда в РФ все-таки будут поставлены на кадастровый учет полностью. Так вот, он назвал цифру — 15 лет! Это недопустимо долго.

Еще в 2013 году президент России давал поручение правительству разработать необходимые нормативно-правовые акты, внести изменения в Лесной кодекс, которые позволили бы использовать защитные леса должным образом. И в том числе принять меры к ограничению возможности заготовки древесины в этих лесах, промышленных рубок, аренды этих лесов в целях заготовки древесины. Прошло три года, поручение президента не исполнено.

— Насколько я знаю, на этой конференции вы лично общались с министром Сергеем Донским. О чем беседовали?

— Я подробнее рассказал о заготовке древесины и добыче россыпного золота на существующих и планируемых к созданию охраняемых территориях, и о других проблемах в Алтайском крае. Он высказал удивление и попросил предоставить ему подтверждающие нарушения документы. Сейчас как раз занимаюсь их подготовкой. Письма, которые мы ему пишем, он же не читает, канцелярия отписывает их исполнителям. Видимо поэтому его так удивляет информация о том, что происходит в отрасли. Я доволен тем, что мне удалось поговорить с министром лично. Конечно, мы этой возможностью прямой коммуникации максимально воспользуемся.

— Какие еще темы, важные для регионов Сибири звучали?

— Обсуждалась проблема "черных лесорубов", например. Для Иркутской области она носит острейший характер. Там анархия, просто царство "черных лесорубов". У нас в крае всего несколько крупных пунктов по приему древесины, у них более полутора тысяч.

А вот московская инициатива ОНФ "Зеленый щит" (противодействие застройке пригородных лесов — прим. ред.) может быть очень интересна для Барнаула, Бийска. Случаи вырубки в пригороде очень беспокоят население. В некоторых городах в регионах люди перекрывают дороги перед техникой, груженой лесом. У нас недавно была история с барнаульским поселком Пригородный, где заготовка древесины велась буквально за заборами у людей.

— ОНФ планирует вести мониторинг по незаконному выводу земель лесного фонда. Он же отчасти у нас в Алтайском крае уже проводится?

— Да, мы представляли такую информацию. Более того, недавно приглашали на площадку ОНФ в Алтайском крае представителей Росреестра, Росимущества, которые исполняют государственные функции в этой сфере. Но совершенно удивительно, что мы – общественники - слышим от государственных служащих, что они не следят даже за тем, как ведется постановка земель на кадастровый учет. А потом все удивляемся, как участок из гослесфонда оказывается в частной собственности.

Подробнее об этом читайте в материале ИА "Амител": У семи нянек: почему в Алтайском крае нет виновных в незаконной рубке леса?

Да, это большая проблема. И хорошо, что Фронт создает площадки для их обсуждения, потому что добиться внимания чиновников столь высокого уровня на грани невозможного.

— Но на краевом и местном уровне в последний год заметные подвижки есть в плане коммуникации общественников и чиновников? Вы стали общаться, где-то вы понимаете, что были не правы, а где-то они, я правильно понимаю?

— Безусловно, я свои ошибки признаю, если вижу, что где-то заблуждался, чего-то не понимал. Чиновникам сложнее это делать, потому что они озвучивают не личное мнение, а позицию системы. Но, тем не менее, приходит осознание, что мы друг другу нужны. Есть результаты, но мы так долго и мучительно их добиваемся, что за это время больше теряем.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров