Чиновники и общественники опять не договорились по проблемам леса на Алтае
Экологи и чиновники обсудили проблемы рубок в заказниках Алтайского края. У каждой стороны своя правда. Подробнее читайте в материале ИА "Амител".
28 октября 2015, 14:20, ИА Амител
"Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет", — эта строчка из басни Крылова как нельзя лучше характеризует взаимоотношения чиновников и общественников Алтайского края по проблеме рубки в лесах. Много лет этих отношений практически не было, но в последнее время им удается собраться за одним столом. Правда, тех, к кому у обеих сторон есть много вопросов, — арендаторов леса — на таких мероприятиях не бывает.
Общественники и экологии
Начнем с их позиции, потому как тему, которая стала главной на мероприятии, задал координатор группы общественного мониторинга по проблемам экологии и защиты леса реготделения ОНФ, руководитель "Геблеровского экологического общества" Алексей Грибков.
Речь идет об особо охраняемой природной территории (ООПТ) Касмалинский заказник.
"Рубки леса там не запрещены, но ведутся без учета многих положений природоохранного законодательства, а также без учета целей и задач заказника. В 2015-м были выявлены отводы лесосек, в том числе и в местах произрастания краснокнижных растений. Проблема была выявлена на раннем этапе. Мы сообщили и лесопользователям, и чиновникам. Совместно выезжали осматривали и подтвердили эти факты. Но рубка была произведена, этот участок в Касмалинском заказнике был уничтожен", - рассказал Алексей Грибков.
По его словам, общественники уведомили чиновников об угрозе уничтожения гнезда 31 августа. 6 октября природоохранная прокуратура дала ответ, что рубки не ведутся. Так им сообщил сам арендатор участка. Но 7 октября общественники прибыли на место и зафиксировали: рубки были совсем недавно. То есть чиновники и прокуратура говорят, что рубок нет, а на самом деле они действительно могли быть, обращает внимание Алексей Грибков.
Экологи уверены: если бы взаимоотношения всех заинтересованных сторон были налажены, этого вообще бы не произошло.
"Такие же истории есть и в других 20 лесных заказниках. Где-то еще хуже", - добавил Алексей Грибков. Так, например, было с гнездом краснокнижного черного аиста. Его гнездо погибло в рубках, хотя экологи обратили внимание на проблему давно.
По словам экологов, не они должны бегать за арендаторами леса и ловить их на подобных нарушениях. Сами арендаторы перед началом работы должны удостовериться, что на участке нет краснокнижных животных и растений и что работы не приведут к уничтожению экосистемы.
Фото предоставлено экологами
Власти Чиновники признают: да, по этой ситуации где-то произошел сбой в работе. Но говорить, что так происходит всегда и власти свою работу выполняют недобросовестно, нельзя.
Эту позицию озвучил начальник Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края Владимир Попрядухин.
"Проблем во взаимоотношениях я не вижу, Алексей Владимирович (говорит Грибкову. - Прим. ред.). Работа ведется плодотворная. Но мы не можем заниматься только природоохранными мероприятиями, забыв о хозяйственной деятельности. Вы понимаете меня как управленца. Любое выведение хозяйственной деятельности с территории приводит к стагнации данного рода деятельности. Запретите охоту, и будут факты браконьерства", – сказал Попрядухин.
Главная мысль здесь – как раз опасение потерять арендаторов. Об этом власти говорили уже неоднократно: своих денег в регионе на лесовосстановление, пожарную безопасность просто не хватит. На это тратятся лесопользователи. Но если ограничить их лесохозяйственную деятельность, то они могут вообще уйти с этих участков.
"Мы работаем не для создания условий зарабатывания денег на природном ресурсе, а для обеспечения экологического благополучия населения региона. Но мы исходим из массы элементов, которые сопровождают эту деятельность. В том числе и социальная составляющая", – добавил начальник управления.
Во время круглого стола Попрядухин неоднократно отмечал, что власти не могут позволить себе нарушить паритет в отношениях с лесопользователями.
Лесная отрасль в 2014 году пополнила региональную казну на 5,8 миллиарда рублей. Федеральные дотации в прошлом году составили 271 млн рублей, в этом будет 236 млн.
Что касается Касмалинского заказника, то тут, по словам чиновника, бездействия со стороны власти не было. По двум эпизодам там открыто административное производство.
Читайте также: "400 млн рублей необходимо для спасения алтайских лесов от вредителей"
"Только не пытайтесь столкнуть нас лбами между структурами управления и контролирующими органами. Это самое худшее, чего мы можем достичь", - говорит Попрядухин.
В поисках решения
Обе стороны признают: проблема в законодательстве, где четко не прописан механизм. То есть арендатора могут только предупредить либо уже наказывать за совершенное правонарушение.
Решить проблему должно введение специальных режимов – определение конкретных участков, где рубка запрещена.
По словам декана биологического факультета АлтГУ Марины Силантьевой, это как минимум должны быть участки, где отмечается концентрация краснокнижных видов растений и животных, где сохранена естественная природная экосистема. "Мы просим ввести ограничение на пользование всего 1,5-2% участков леса Алтайского края", - добавляет она.
По словам Попрядухина, такая работа управлением ведется. В 16 заказниках определены сроки ограничения проведения хозяйственной деятельности с 15 марта по 15 июля, в 6 заказниках определены режимы пользования в защитных лесах.
Также чиновники ведут работу по изменению регламентов лесопользования, в чем отчасти и кроется "дьявол".
Справка:
Лес занимает 26% территории Алтайского края, это 4,4 миллиона гектаров. В аренде 2,6 миллиона гектаров. Также в регионе 92 ООПТ краевого значения и одна – федерального. Их общая площадь составляет 760 тысяч гектаров – это около 4,5% от территории региона.
Комментарии 0