"Без канализации нет цивилизации": заметки участника алтайского конкурса «Журналист меняет профессию»

Журналист ИА "Амител" Евгений Берсенев рассказывает о своих впечталениях об участии в проекте "Журналист меняет профессию"

28 апреля 2015, 08:08, ИА Амител

Мы уже рассказывали о проекте "Журналист меняет профессию", в котором участвуют и сотрудники "Амитела". В этот раз журналист Евгений Берсенев рассказывает о своих впечталениях об участии в проекте.

Спецовку по профессиональной надобности последний раз я надевал в начале 90-х. Тогда я учился заочно на истфаке АлтГУ, а основное время трудился фрезеровщиком на Алтайском заводе агрегатов.

С тех пор много воды утекло. В том числе по причине неисправности наших кранов, ветхости труб и отопительных систем, нарушения работы систем водоснабжения. Поэтому, когда главред "Алтайского строительного портала" предложил принять участие в проекте "Журналист меняет профессию" и снова облачиться в рабочую одежду для получения специальности "монтажника санитарно-технических систем и оборудования" (проще говоря – сантехника) – радикальной новизны в том не было.

А уж навыки замены труб, смесителей и установки счетчиков тоже не были для меня ребусом с множеством неизвестных. По мелочам, полагаю, едва ли не каждый журналист мужского пола с этой премудростью в быту сталкивался.

Более того, при погружении, так сказать, в профессию, даже ряд функций (отрезание труб, снятие фаски и пр.) импортного немецкого оказались мне знакомы.


Занятия начались с напутственного слова преподавателя Алтайского архитектурно-строительного колледжа Ирины Анатольевной: "Помните, что говорили древние: "Без канализации нет цивилизации".

Да, с мудростью предков приходилось неоднократно сталкиваться во время занятий. Начиная от самого принципа системы отопления в многоквартирном доме (причудливое сочетание законов физики, химии и биологии, если вдуматься) и до грамотного использования льна для уплотнения резьбы. В общем, знания этого мира только подтверждают единство в его многообразии.

Что меня могло несколько смутить в этом проекте – это его некоторая заточенность на так называемые "реалити-шоу", которые я лично воспринимаю как разнузданную проповедь идиотизма и дилетантизма. Это могло вылиться в своеобразную производственную "Фабрику звезд". Впрочем, на телевидении как раз таковая и есть – пресловутый "Дом-2".

Там, напомню, участники реалити-шоу строят дом. Или строили в начале шоу. Или до сих пор строят. Но об этом, кажется, все давно забыли. Или не забыли, но внимания не обращают. Не важно. Важно, что до реалити-шоу проект, к счастью, не дотянул. Потому что проводится не, скажем, в Москве или Питере. Но и прежних журналистских перевоплощений, подобных тому, что наблюдались в советских СМИ, здесь тоже не просматривается. Советский журналист мог надеть спецовку, военную форму или белый халат сотрудника биологической лаборатории для демонстрации уже упомянутого единства мира в его многообразии. Пусть даже сам он не осознавал этого. Но сверхзадача подобных экспериментов в советских изданиях была именно такой. Даже когда журналист-международник становился разведчиком. Тем более, что многие из наших асов международной журналистики (Иона Андронов, Александр Бовин, Леонид Зорин, Генрих Боровик, Владимир Познер и многие другие) действительно имели специфические отношения со спецслужбами. Но это так, к слову.

Так вот, магистральная идея конкурса осталась для меня, если честно, непонятной. Как отмечали на презентации конкурса знакомые, ныне занимающие ответственные посты, важно "пробудить интерес молодежи к рабочим специальностям".

С одной стороны, разумно и понятно. Но с другой, в этом случае возникает такой милый и глупый вопрос – "зачем?". И еще один глупый, но уже не такой милый – "насколько это эффективно"?

В самом деле, в городе строятся торговые центры. В рекламе этих центров и товаров, которые в них народные массы непременно должны купить, улыбаются менеджеры, струится неиссякаемый позитив, все чисто, светло и дивно пахнет (несмотря на то, что телевизоры запахи пока не транслируют).

Кто, скажите на милость, при таких зарядах экранной бодрости, света и чистоты отправится непонятно зачем по доброй воле копаться в грязи, пыли и отходах нашей дивной цивилизации?


Во-вторых, осваивание специальностей журналистами тоже вызывает вопросы. На дворе, как ни крути (и это хорошо, надо признать) не 90-е годы, когда убийства, избиения и репрессии в отношении журналистов вызывали единодушное сочувствие общества, и уважение к медиа-сообществу было на высоком уровне, что бы ни говорили о "продажной буржуазной прессе" в ту пору лидеры левых партий. В социологических опросах на вопрос "кому сегодня можно верить?", массы с воодушевлением на ведущие позиции ставили журналистов (сам, помню, был удивлен и горд в свое время, познакомившись с результатами одного такого опроса). Сегодня восприятие журналистского труда, прямо скажем, изменилось. "Продажные! Перевертыши! … далее непечатно – таки красивости доносятся в адрес якобы четвертой власти довольно часто.

Да и в откликах на публикации о данном конкурсе интернет-комментаторы на отказывают себе в удовольствии поупражняться в остроумии: "Журналисты наконец-то занялись делом!", "Пресса наконец-то полезла в отхожие места, где ей самое место!" и т.д. В общем, резкая перемена отношения налицо. И, орудуя гаечным ключом, начинаешь подумывать: "Может, устроителям конкурса стоило пригласить покопаться в этих самых отхожих местах чиновник или, допустим, артистов?..."


Из всего вышеизложенного не стоит делать вывод, что я полностью отрицаю целесообразность данного проекта. И мне хотелось видеть в нем полное подобие прежних советских начинаний. Те начинания, конечно, уже не вернуть, даже если нам этого порою сильно желается. Просто при глубинном погружении в действительность, в том числе и ту, что соприкасается с переменой профессии, неизбежно возникают вопросы. И высказывать их тоже необходимо. Что и было сделано. Тем более, что авторы проекта заверили в своей признательности за критику. А то, что его участники обретают дополнительные и, безусловно, полезные навыки – только плюсует интерес.

А насчет чиновников и артистов – я бы рекомендовал организаторам подумать. Кстати, о сантехниках-артистах мы, надеюсь, поговорим в следующий раз.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров