Музыкальный четверг: забытые легенды. Евровидение-1961. Кончита без бороды

16 апреля 2015, 18:00, ИА Амител

На   ИА "Амител" вновь пришло время авторской рубрики "Музыкальный четверг на amic.ru", в которой журналист Евгений Берсенев - рассказывает читателям  "Амитела" о забытых легендах.
Сегодняшний рассказ – о конкурсе "Евровидение" 1961 года

Шестой конкурс "Евровидения" снова проводился во Франции. Участников, как и два года назад, встретили Канны, тот же самый Дворец фестивалей и конгрессов в Каннах. За пару лет французы подсуетились и расширили пространство сцены, украсив ее цветами. Гала-концерт проходил 18 марта 1961 года.

Менее чем через месяц, полетом Юрия Гагарина, началась космическая эра, изменившая мир и разные сферы жизни, в том числе и музыку. Но участники вечернего концерта в Каннах, этого еще не знали…. Ведущей, как и в 1959 году, была актриса и ведущая Жаклин Жубер, выпорхнувшая на сцену после того, как оркестр заиграл вступление. Все конкурсанты находились на сцене, кланялись публике и исчезали за кулисами, чтобы спустя некоторое время снова предстать переде ней. Первой выступала представительница Испании с именем Кончита. Именем, что прогремело на "Евровидении" много позже.

Но время тогда было поприличнее, и Кончита Баутиста была, конечно, без бороды и была певицей, безо всяких гендерных неполадок. Страсти и огня в глазах Кончиты-1961 было куда больше, хотя и заняла она тогда с песней Быть с тобой" всего лишь 9 место. Спустя восемь лет, в 1969 году, она выйдет на сцену фестиваля в польском Сопоте. Вот что писал о ней победитель того фестиваля, советский певец Муслим Магомаев: "Среди моих соперников были прекрасные исполнители. Лучшей из них я считал Кончиту Баутисту, темпераментную испанку, искрометную, отличную эстрадницу…"
 
Французская актриса и певица Колет Дереаль представляла княжество Монако. "Она похожа на красивую учительницу, но вряд ли ей удалось донести до жюри главную мысль своей песни "Пойдем, пойдем" - писала о ее выступлении одна из местных газет. Дереаль стала только девятой.
 Впрочем, в кино ей везло куда больше, она неплохо сыграла в ряде известных фильмов, в том числе вышедшем в 1969 году французской картине "Под знаком быка".

   
Представлявший Австрию грек Джимми Макулис, похоже, нагнал на членов жюри большую тоску. Его песня так называлась – "Тоска". И если главную задачу песни он выполнил, то вряд ли занятое им предпоследнее 15 место входило в его планы. Кстати, в самой Австрии Макулис был не слишком известен, но в других немецкоговорящих странах его концерты были весьма успешны.

 В 1965 году он переехал американский Лас-Вегас, где выступал в ресторанах и казино. В 1985 году вернулся в Грецию, а спустя пять лет попытался пробиться на "Евровидение" от Греции, но занял только пятое место в отборочном конкурсе. 
 
Финская певица Лайла Каннунен была незаурядной исполнительницей. Впрочем, ее незаурядность оценить на европейском поп-смотре, конечно, не могли, отправив ее на десятое место. У себя на родине она была довольно популярной. Экспериментировала с джазом, романсами, не чуралась босса-новы, финских народных песен. Но в 70-х повздорила с боссами финской пластиночной фирмы и ее известность пошла на убыль.
Финская желтая пресса с удовольствием смаковала подробности ее личной жизни, благо, было что смаковать. Со своим первым мужем, Вейко Саминемом, она сначала разошлась, потом снова официально вышла за него замуж, а потом разошлась окончательно. Из своего богатого репертуара для "Евровидения" она выбрала романс "Свет в окне". Казалось, еще немного, и из ее груди вырвется знакомое "Помогииии мне, сердце гиииибнет…."
 
Впервые на "Евровидение" отправила своего исполнителя Югославия. Посланцем этой балканской страны стала Лилиана Петрович, обладательница чудесного сочного вокала. Ее главные хиты были еще впереди. Как впереди были и самые успешные альбомы, выпущенные, как нетрудно догадаться, на советской фирме "Мелодия".
 На этом конкурсе с песней "Некоторые древние звезды" она заняла восьмое место, что никак не соответствовало ее потенциалу.
 
Голландская джазовая певица Гретье Кауффелд с песней "Что за день" заняла только десятое место. Как позднее писали ее биографы, свое выступление она посчитала неудачей. Это десятое место сильно надломило ее. Карьера в родной стране после конкурса у нее задалась, и Кауффелд уехала в Германию, где стала исполнять местечковые шлягеры. Впрочем, позднее она нашла в себе силы вернуться в джаз.
Выступала вместе со знаменитым американским джазменом Рэем Брауном. В 1999 году ей вручили Орден Нидерландского льва "за заслуги в области музыки", а в 2008 году пышно отмечалось 50-летие ее карьеры. "Она слишком широко открывала рот во время исполнения – писал в 1961 году один едкий журналист. – А взмах руками в финале песни выглядел дежурным ритуалом…"
 

Шведская певица Лилль-Бабс с песней "Апрель-апрель" заняла только 14 место. Возможно, жюри не простило ей забегания вперед. Она даже посвистывала во время исполнения, что нечасто встречается у поющих дам. Как выяснилось позже, некоторые члены жюри сочли такой сценический элемент слишком вульгарным для дамы. Позже, но до появления бородатых певиц, это стали называть "смещением гендерных функций". "Эта дамочка забыла, что она не на сцене пивбара Гетеборга, где ее свист подзадоривает нетрезвых посетителей – негодовали газетчики. – Тяга к развязности, вкупе с пустым заламыванием рук не впечатлила ни зал, ни жюри".
   
Певица из ФРГ Лале Андерсен с песней "Однажды мы встретимся снова" была отодвинута на "несчастливое" 13 место. Было бы странно, если бы ей позволили занять достойное место. Дело в том, что в 30-е годы она исполняла безумно популярную среди нацистских солдат песню "Лили Марлен". Именно с ее подачи эта легкомысленная песенка обрела дурную славу. Такого прошлого ей простить, конечно, не могли. Ее не спасло даже то, что часть песни на конкурсе она исполнила по-французски.
   
Француз Жан-Поль Морик тоже вспомнил весну. Его бодрая песенка "Весна" о пробуждении природы, пении птичек понравилась жюри, которые определили ее на четвертое место. Морик выступал будучи довольно известным концертным исполнителем – количество записанных им пластинок явно не соответствовало его богатому репертуару. Свой выход на сцену "Евровидения" он воспринимал как артистическое приключение – он выступал, уже обладая контрактом с концертным агентством на внушительную по тем временам сумму.
 Возможно, в дальнейшем он бы уделил больше внимания студийной работе, но в 1970 году у него обострилась болезнь сердца, и Жан-Поль Морик ушел из жизни в первые дни 1971 года в возрасте 37 лет.

Итальянская певица Франка ди Рьенцо, представлявшая Швейцарию, с песней "У нас будет завтра" была не менее оптимистична. Впрочем, ее сольная карьера не задалась. Спустя два года, в 1963 году, она неплохо выступила на фестивале в польском Сопоте. Однако после этого стала вокалисткой в группе "Трубадуры", и в этом качестве она и запомнилась любителям музыки. "Жюри польстилось на пухлые губки Франки" ехидничали журналисты по поводу занятого ди Рьенцо достойного третьего места.
   
Бельгийский певец Боб Бенни уже выходил на сцену в Каннах два года назад. Тогда он занял неплохую шестую позицию. Его второй заход с песней "Сентябрь. Золотая роза" выдался и вовсе провальным – он занял 15 место. Впрочем, у него был повод обвинить жюри в предвзятом отношении к нему. Дело в том, что тогда в разгаре была война в Конго, за которую Бельгия нещадно критиковалась в мире.
И некоторые страны даже были против участия бельгийского певца в европейском конкурсе. Хотя Боб Бенни не был худшим исполнителем, выходившим на сцену в Каннах в тот вечер, политический фактор перевесил все остальное в оценке его выступления.

Блондинистая норвежка Нора Брукстедт, как и положено скандинавке, сдержанно улыбалась, в глазах ее отражалась северная грусть. Ведь песня "Лето на Пальме" была о курортном романе на южных берегах. Жюри было в смятении, что, видимо, отразилось на итоговом седьмом месте.
   
Датчанин Дарио Кампеотто хотя и вышел на сцену 13-м, сумел преодолеть комплекс "несчастливого числа". Песня "Анжелика" замкнула первую пятерку. Дарио больше был известен как актер – снимался в кино, играл в театре, выступал в оперетте. Уезжал работать в Италию, но все же вернулся в родную Данию. Сегодня этот счастливый отец троих детей больше проводит времени дома, в кругу родных.
   
Французский певец Жан-Клод Паскаль выступал практически "на своем поле", хотя и представлял Люксембург. И подтвердил справедливость пословицы, гласящей, что дома и родные стены помогают. Песня "Мы, влюбленные" покорила сердца многих членов жюри, и Паскаль занял первое место. В дальнейшем он проявил себя как актер, снявшись в ряде известных исторических фильмах, в том числе со своим приятелем Луи де Фюнесом. И даже написал несколько исторических романов, пользовавшихся спросом на родине.
   
Британский дуэт The Allisons с песней "Ты уверена?" был неплохим претендентом на первое место. Однако слишком многие из членов жюри не горели желанием отдать пальму первенства англичанам, как два года назад. И дуэт занял почетное второе место. Он существовал всего два года, а песня поднималась на вершину хит-парада "Нью мюзикл экспресс". Несмотря на это, боссы шоу-бизнеса сочли дуэт не очень перспективным и расформировали его. Хотя в дальнейшем участники дуэта, Боб Дей и Джон Элфорд неоднократно собирались для участия в так называемых "ностальгических концертах".
Завершала гала-концерт итальянка Бетти Куртис с песней "По ту сторону". "Слишком меланхоличная дама с вековой печалью томного взгляда - острили журналисты. – Непонятно зачем вскидывала руки к небу, подносила их к шее, словно и впрямь желала отправиться "По ту сторону". Несмотря на эту критику, победительница фестиваля Сан-Ремо-61 заняла пятое место на "Евровидении" в тот "космический" год.
 

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров