Музыкальный четверг на amic.ru: сказочные персонажи в югославском исполнении

12 февраля 2015, 18:00, ИА Амител

На ИА "Амител" вновь пришло время авторской рубрики "Музыкальный четверг на amic.ru". Правда теперь ведет ее не sezamhome, - наш постоянный читатель, а новый сотрудник ИА "Амител" - журналист Евгений Берсенев. В течение последних месяцев в данной рубрике он  информирует читателей   ИА "Амител" о забытых легендах прошлого.
Сегодняшний рассказ - о двух "сказочных" группах из Югославии.

На сей раз мы вспомним две очень разные, но безумно популярные в свое время югославские группы. Обе группы собирали полные залы, их хиты нередко штурмовали хит-парады Югославии. И в то же время обе группы были очень слабо известны и в Советском Союзе, и, тем более, сейчас….

Начать лучше всего с группы с таким знакомым названием, как "Алиса" - Alisa. Правда, в отличие от "Алисы" кинчевской, сербская группа была помягче, играя поп- и фолк-рок. У сербского бэнда были удивительно запоминающиеся ненапряжные тексты, которые после концертов горланили впечатлительные подростки.


 Группу в 1984 году основал Мирослав Живанович и потрясающий мелодист Йован Стойкович. Именно Стойкович стал автором всех хитов группы, но при этом не был ее официальным членом. Он же написал один из главных хитов сербской "Алисы" - "Саня" (на самом деле это весьма популярное в Сербии женское имя), на которую в 90-е годы был снят клип. Причем в клипе снялась актриса, будущая киноподруга Джеймса Бонда – Ольга Куриленко. Вот такие повороты биографии тогда еще малоизвестной девушки из Бердянска….   


Еще два обстоятельства сближают сербскую "Алису" с нашей. В обоих случаях автором названия группы был не тот, кто становился ее лицом. Как мы помним, Кинчеву название в наследство оставил Святослав Задерий. Так и у сербов название (и тоже под впечатлением сказки Льюиса Кэрролла)  для группы придумал Стойкович.

 

На первых порах популярности группы здорово помог дуэт с Лепой Бреной – сербской поп-фолк-звездой. История этой дамы заслуживает отдельного разговора, и он, видимо, позднее, состоится. Но когда молодые "алисовцы" только продирались к большой популярности, ребятам сотрудничество с Бреной было как нельзя кстати. Лепа таскала их к знакомым продюсерам, начальникам телеканалов, и на них в итоге обратили внимание.

Тексты группы отличались фирменным сербским юмором, который нередко становился причиной проблем музыкантов. Так, в одной композиций – "Клиника" - телевизионные чиновники заподозрили нешуточный политический подтекст. Тем не менее, запись не отменили, она пошла в эфир, и дело обошлось без снятия голов и финансовых наказаний. 

Один из главных хитов группы – "1389" - посвящен Милошу Обиличу – сербскому герою битвы на Косовом поле 1389 года. Согласно преданию, Обилич перед битвой прокрался в шатер турецкого султана и заколол его кинжалом. Хит "Алисы" посвящен сборам Обилича в опасный и последний путь. Несмотря задорную мелодию, текст песни довольно тревожный. Что, впрочем, не удивительно, если знать некоторые особенности характера сербов и их отношение к опасностям и трагедиям.


Первый этап жизни группы завершился в самом начале 90-х, когда в Югославии началась гражданская война. И, как писал тогда один журналист, "горькой эпитафией сгинувшему союзу югославских народов может послужить песня "Брат мой" группы "Алиса", которая тщетно напоминала нас о большом теплом доме, в котором еще недавно мы жили вместе…".

 

Другая группа в сегодняшнем "Четверге" - "Баяга и Инструкторы" (Bajaga i Instruktori). Название группа получила по прозвищу своего лидера – Момчила Баягича. Причем здесь не обошлось без созвучия с персонажем русского фольклора – Бабой Ягой. Вообще, к русской культуре Баягич никогда не был равнодушным. Поэтому ничего удивительного, что уже в 1985 году, через год после образования, музыканты отправились с концертами в Советский Союз.

Баягич начинал свою карьеру в культовой югославской группе Riblja Čorba. Однако вскоре ему стало тесно в компании звездных музыкантов, собравшейся в этой группе. И он, сагитировав своего друга, известного югославского музыкального писателя и журналиста Деяна Цукича собрал свой бэнд.

Композиции группы были остроумны, с глубокими текстами и в то же время необычайно заводные. Недаром члены футбольной команды "Црвена Звезда" из Белграда упросили Баяговича написать для них гимн. И Баяга не подкачал…

 

Говоря о своих музыкальных пристрастиях, Баяга называл джаз и сербскую народную музыку. Эти две составляющие и облекли музыку группы в своеобразный колорит. Некоторые композиции "Баяги и инструкторов" могут вполне напевать любители т.н. российского шансона. Однако, здесь сыграло роль отличие сербских народных песен от русских. Наш фолк играется и поется в миноре, в то время как сербский – наоборот….

А вот в личной жизни у Баяги было все кувырком. Многочисленные поклонницы, не дававшие ему покоя во время гастролей, никак не способствовали семейной гармонии. "Мне нелегко начать с девушкой отношения – признавался лидер группы в одном из интервью. – И еще тяжелее закончить их. Я нередко пишу и грустные песни, но стараюсь привнести в них как можно меньше личного. Ведь мои личные переживания – это мои личные переживания. А песни пишутся для всех…"

 

В 1987 "Баяга и Инструкторы" снова побывали с концертным туром в Советском Союзе. Тур был более чем успешным. Записи на радио, интервью, восторженные зрители, поклонницы… Именно после этого тура участники группы практически официально стали называть Момчила "Бабой Ягой" - потому что режим строгости и аскетизма во время тура, введенный им для музыкантов, вызывал порою серьезное недовольство. "Понимаете, если поддаваться всем соблазнам русского гостеприимства, – объяснял потом Баягович, – то вместо 42 концертов в СССР мы дали бы от силы пять – шесть. Русские очень радушные и душевные люди, и мне было неловко отрывать от общения с ними моих музыкантов. Но нас ждали другие города, где тоже находились ожидающие нас поклонники…"

В конце 80-х в регионах Югославии разыгрались националистические страсти. Однако гастрольный тур "Баяги и Инструкторов" по стране был весьма успешным. Правда, в Сплите фанаты футбольного клуба "Хайдук" пытались забрасывать музыкантов бутылками, но этот инцидент был пресечен полицией и был единственным. "Обидно, что такие вещи происходят – комментировал инцидент Баягич. – Но, к сожалению, есть политики, заинтересованные в таких вещах. Они играют людьми, их страстями, как игрушками и эти игры могут привести к большой беде…"

Баягич, увы, не ошибся. На просторах Югославии грянула война, завершившаяся распадом страны. С тех пор "Баяга и Инструкторы" пережили немало драматических моментов в своей работе. Были удачи и падения, конфликты и объединения. Момчил и компания по-прежнему в прекрасной творческой форме. И очень хотят приехать с концертами в Россию…

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров