Мечты о сказочном принце на белом коне с мечом в руках могут стать реальностью и в Барнауле

Мечты о сказочном принце на белом коне с мечом в руках могут стать реальностью и в Барнауле. Где же в нашем городе учат этому принцев и рыцарей?

31 января 2015, 15:28, ИА Амител

Профессионально

То, что в большинстве случаев мы видим на соревнованиях, – это фехтование спортивное, олимпийское, оно в нашем городе представлено Федерацией Алтайского фехтования. Иным направлением спортивного фехтования занимаются Федерация ушу Алтайского края и школы единоборств, изучающие, к примеру, кэндо – японское искусство боевого фехтования, более динамичное и менее стандартизированное, чем западная классика.

А есть фехтование историческое. Это те самые рыцари в сверкающих доспехах, которые, потрясая мечами, выходят из лесов. Впрочем, они тоже не все одинаковы.

"Впервые шпагу я взял в руки в 15 лет, то есть 12 лет назад, – говорит Константин Репин, руководитель студии исторического фехтования "Бретта". – Студия существует с 2009 года, сейчас здесь постоянно тренируется около десяти человек, но в городе большое сообщество, которое занимается фехтованием непрофессионально. Это уже человек пятьсот. Но в России это сообщество с официальными комитетами мало контактирует – у нас на всю страну один-единственный маэстро фехтования".

На изящные выступления воспитанников "Бретты" приятно смотреть: в студии занимаются дуэльным и арт-фехтованием, рассчитанным как раз на зрелищность. "Дуэльное фехтование проходит по особым правилам и с широким выбором оружия: шпага, рапира, сабля, палаш, меч, кинжал, баклер. Мы возрождаем европейские техники боевого искусства, опираясь на старинные трактаты, – рассказывает Константин. – А арт-фехтование – это официальный вид спорта, по нему можно получить звание мастера спорта или кандидата в мастера. Правда, для этого надо ездить на соревнования, а большинство из них проходит в европейской части России. Единственный фестиваль в Сибири – это "Стальной рассвет". И мастеров спорта по арт-фехтованию в Сибири я знаю только двоих, оба живут в Иркутске".

Реконструкторы и ролевики

Антон Семёнов, занимающийся фехтованием с 2008 года, объясняет: "Реконструкторы занимаются на железном оружии, на стальных имитациях, а ролевики – на чем-то более легком, на текстолитовых имитациях. На самом деле то, что ты бьешься на железе, совсем не означает, что ты реконструктор".

Реконструктор – это человек, который занимается воспроизведением комплекса снаряжения, быта определенной эпохи. На ролевой игре их видно сразу: у них есть аутентичные вещи, шатры, где может размещаться самая настоящая таверна, а может даже полевая кузница, но в боях они особенно себя не проявляют.

– Существуют бугуртсмены, у них, наоборот, отыгрыш практически нулевой, – продолжает Антон. – Они тренируются и экипируются для участия в бугуртах – массовых сражениях на железе по специфическим правилам, до падения.

– Это ведь опасно!

– На любом оружии опасно – я вот палец отбил вчера. Всего у меня несколько рассечений, колотая рана в плечо, сломанный мизинец и несколько мелких шрамов.

В ответ на мой удивленный взгляд Антон отмечает, что у него мало повреждений, – бывает, и ребра ломают. Но те, кто приходит с романтическим настроем, не ожидая, что будет много синяков, вскоре исчезают. Остаются те, кто действительно хочет либо поехать на игру, либо участвовать в турнирах, потому что махание мечом само по себе не особо интересно, в отличие от боевого взаимодействия, противостояния двух сторон.

Полгода-год активных тренировок позволяют выйти на вполне достойный уровень игрового фехтования и обзавестись собственной одеждой и оружием. Минимальный набор – это что-то, закрывающее голову и лицо (на тренировках это может быть обычная фехтовальная маска), и перчатки на руки. Они защитят самые повреждаемые места в боях, стилизованных под Европу XVII века – именно в этом направлении сейчас тренируется группа ролевиков, которая примкнула к историко- культурному центру "Аваллон", базирующемуся в Краевом Дворце молодежи.

Клуб исторической реконструкции и фехтования "Вольный отряд" живет в другой эпохе. Здесь ребята занимаются реконструкцией быта, культуры и военного дела Руси XIII-XIV веков, Золотой Орды и их соседей XIV-XV веков. Клуб также принимает участие в исторических фестивалях, турнирах по историческому фехтованию и маневрах формата "Живая история" – это мероприятия с полным погружением в средневековый быт, вплоть до запрета на пользование любыми современными вещами. Тренировки проходят в фойе корпуса "С" Алтайского госуниверситета. "На тренировках мы используем минимальные комплекты снаряжения и оружие из материалов, исключающих нанесение травм, – рассказывает руководитель клуба Артём Пашнин. – Это мягкие материалы, разнообразные полимеры или утеплители. Для участия в турнирах и иных мероприятиях мы используем стальные малогабаритные макеты средневекового оружия, от холодного оружия они отличаются отсутствием заточки на лезвии и степенью закалки, и реальные доспехи, которые использовали русские и татарские воины".

Кольчуга – вручную

Снаряжение по большей части ребята делают самостоятельно, но оговариваются – это зависит от воссоздаваемой эпохи. Их очень много, и они не похожи одна на другую. К тому же, сделав один хороший комплект снаряжения, ты захватываешь относительно узкий период времени, а хранить десяток таких комплектов затратно. Чтобы быть похожим на настоящего средневекового рыцаря, Антон Семёнов потратил около 60 тыс. руб.: "На фотографии не все снаряжение, – показывает он снимок. – Вообще, сюда входят кираса с металлической юбкой, тасеты, наколенники, наручи, налокотники, наплечники, стеганка, на которую все это надевается, штаны, рубашка, горже, подшлемник, кольчужный койф на голову, собственно шлем, щит, меч и еще много всякой мелочовки. Это хороший дорогой комплект, можно обходиться гораздо более дешевыми, особенно если что-то делать своими руками. Но даже для него я многое делал сам. Например, относительно просто плетутся сведенные кольчуги из проволоки, без спаивания концов кольца, шьются стеганки. С оружием сложнее. Для игрового оружия надо обрабатывать текстолит – материал специфический, нужен определенный навык, и при обработке им вредно дышать. Кованые элементы тоже придется заказывать. В принципе, если дать кусок железа среднестатистическому горожанину, он из него шлем сделает, но не с первого раза, только пятый- шестой будут на что-то похожи. И это при наличии инструментов, места для работы, времени и желания".

"Затраты зависят от того, участвует человек в исторических фестивалях в качестве бойца или посещает их как нонкомбатант (гражданский участник), – добавляет Артём Пашнин. – Комплект одежды, обуви и аксессуаров жителя русского города XIII века обойдется порядка 7-9 тыс. руб., если все это заказывать. Но в Интернете полно выкроек, по которым можно все сшить самому, и цена упадет до стоимости материала". А Константин Репин, производя свои расчеты, приходит к выводу, что эти занятия обходятся дешевле, чем спортивное фехтование: "Тренировочный клинок стоит около 3 тыс. руб., защитная экипировка – около 5 тыс., но для первого времени достаточно желания, остальное накопится".

КСТАТИ

15 февраля в Краевом Дворце молодежи пройдет 2-й Барнаульский фехтовальный турнир. В основной части – фехтование на дуэльных имитациях холодного оружия Европы XVI-XVII веков, также пройдут бои в номинации "Щит – меч" и показательные выступления барнаульских студий.

+++

Газета "Вечерний Барнаул"

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров